10:56, 13 июня 2023 г.

Член Общественной Палаты РФ рассказал о преимуществах и спорных моментах применения ДЭГ на выборах

 

9 июня Законодательное Собрание Ростовской области своим постановлением объявило о назначении даты Единого Дня Голосования и начале выборного периода. Выборы депутатов ЗС РО состоятся 10 сентября.

На дворе, как говорится, XXI век и каждый новый избирательный цикл преподносит нам, российским избирателям, новые технические возможности голосования, расширение перечня электоральных инструментов для волеизъявления, новые алгоритмы контроля за законностью избирательного процесса.

О преимуществах и спорных моментах применения ДЭГ (Дистанционного электронного голосования) политический обозреватель 1Rnd.ru поговорил с самым цитируемым в СМИ членом Общественной палаты Российской Федерации, известным журналистом Александром Малькевичем.

А. Малькевич

- Александр, много ходит слухов о «полной» замене традиционного голосования на электронное. У многих это вызывает некоторые опасения. Каковы перспективы и насколько это явление может стать массовым?

- В уходящем 7-м составе Общественной Палаты Российской Федерации я как раз возглавлял рабочую группу по развитию ДЭГ. Это – моя тема и я активный сторонник повсеместного внедрения ДЭГ.

Говорить о полной замене голосования «бумажного» на электронное – в корне неправильно. И это тот фейк, которым пользуются наши противники. Они пугают пожилую часть электората тем, что будет только электронное голосование, через компьютер. Конечно, нет. Это – альтернатива и только так это нужно воспринимать. И люди, которые хотят проголосовать по старинке, надеть красивый костюм, прийти на участок всей семьей, они должны иметь такую возможность. Разговоры, например, о том, что в Москве – только ДЭГ – это полная чушь. Нет там никакой полной замены. Да, там очень развиты инструменты ДЭГ, но люди голосуют и традиционным образом.

- А каково по-вашему может быть соотношение традиционного голосования и голосования дистанционного, через гаджеты?

- Что до соотношения, я думаю, что количество регионов, в которых ДЭГ будет возможен, это не более четверти от существующих. Скорее всего, регионов 20-25 из существующих 89. А соотношение внутри региона – до 20-25%, это те, кто проголосует электронно. В любом случае важно – это будут те люди, которые вряд ли пошли бы на участок. Так что это – несомненный прирост количества избирателей.

- Многих волнует вопрос: а как будет осуществляться контроль за ходом голосования? На участках – понятно, это наблюдатели от самих кандидатов, от партий, от Общественной палаты, журналисты. А при ДЭГ?

- Так же, как ОП осуществляет общественный контроль за голосованием, так же будет и контроль за ДЭГ. В рамках нашего интервью очень сложно объяснить все нюансы технического контроля, но очень много материалов на эту тему на моем ТГ-канале.

Там по хештегу#все_о_ДЭГ – огромное количество материалов именно по этому вопросу. Другое дело, что людям хочется какой-то яркой «картинки» наблюдения за онлайн-голосованием. Увы, такой картинки нет. Только разделение ключа шифрования, электронные сейф-пакеты. Надо в этом направлении работать.

- Что по-вашему нужно сделать и что уже делается для повышения доверия российских избирателей к электронному голосованию?

- Что касается возврата доверия, я бы предложил больше развивать сопутствующие сервисы и удобства. Чтобы, например, можно было голосовать с мобильного телефона через приложение, то есть, чтобы появилось полноценное приложение «мобильный избиратель», привязанное к Госуслугам. Чтобы ты, находясь, условно, на море или на даче, авторизовался и мог бы проголосовать с телефона, с планшета. Но при этом (что я имею в виду, говоря про сопутствующие сервисы) электронные электоральные сервисы должны стать комплексными. Но это я уже о мечтах и хотелках.

- Например?

- Например, чтобы сбор подписей избирателей мог быть полностью электронным, с привязкой к порталу Госуслуг. Сейчас, в разных регионах уже до половины подписей можно собирать электронно, остальное же – в бумажном виде. Это могло бы быть хорошим делом.

Ещё – то, что мы обсуждали на Общественном Совете Минцифры, членом которого я являюсь, - это создание электронного ID. Для того чтобы все нужные тебе документы были «зашиты» в цифровом формате и не нужно было бы таскать за собой какие-то справки, СНИЛС, ИНН, паспорт, права. Это – тоже к вопросу повышения доверия к глобальным электронным сервисам.

Например, в Петербурге, где ввели платные зоны для парковки, парковочное разрешение через Госуслуги я оформить нельзя, только в МФЦ. Казалось бы – как это связано с выборами? А это в целом связано с доверием и привычкой пользоваться электронными государственными услугами.

А. Малькевич и С. Лавров

- А всё же - в сфере политики, выборов?

- Помимо сбора подписей избирателей через портал Госуслуг, следующий шаг, если бы избиратель мог редактировать партийные списки при голосовании по пропорциональной системе. В некоторых странах это разрешено. Имеется в виду, что мы с вами на региональных выборах или выборах в Государственную Думу получаем список из 10 или 15 кандидатов и имеем право, голосуя за него, расставить от 3 до 5 кандидатов в порядке приоритета для нас. Конечно, это был бы существенный шаг для повышения интереса избирателей к институту выборов.

- Многие политологи уже сейчас говорят о том, что предстоящие осенью выборы – своеобразная тренировка перед выборами следующего года – выборами Президента. А что будет с электронным голосованием в 2024? В том числе и на новых территориях России?

- Что касается президентских выборов, конечно, ДЭГ будет использоваться в целом ряде регионов: сейчас в ЕДГ мы видим, что много будет и субъектов РФ, и муниципалитетов, в которых дистанционная электронная форма голосования будет задействована.

Что касается утверждения, что новые регионы к этому не готовы, я бы поспорил.

Потому что совсем недавно во всех 4-х новых субъектах России проходили праймериз «Единой России» и задействована была электронная площадка. Понятно, что где-то до 30% её использовали. Например, в ДНР, проголосовало, грубо, 200 тысяч, из них – 150 – «живьём», а 50 – онлайн. Поэтому – почему нет? На самом деле, в целом ряде населённых пунктов, где голосовать офлайн опасно просто физически (из-за постоянных обстрелов), электронное голосование было бы востребованным и правильным, и безопасным.

В чем здесь проблема? Задача - просто за имеющиеся полгода привязать к порталу Госуслуг значительное количество жителей новых регионов. А они «привяжутся», потому что полезные государственные услуги можно получать именно таким образом. Соответственно, что им может помешать тогда и проголосовать электронно? Никаких причин не задействовать здесь эту форму я не вижу.

Справочно: на предстоящих 10 сентября выборах (по данным ЦИК России) решение о применении ДЭГ было принято субъектовыми избирательными комиссиями 24 регионов, в 18 из них – впервые. Таким образом, практически в каждом четвертом субъекте РФ от Камчатки до Калининграда у избирателей будет выбор – проголосовать традиционно или дистанционно. Примечательно, что в Ростовской области этой формы голосования не предполагается.

Владимир Белоконев специально для 1rnd.ru

 

#Александр Малькевич #выборы ЗС РО #ДЭГ #электронное голсование
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"