Объяснить причины массовой вырубки деревьев в парке "Осенний" горожанам сегодня попытались власти Ростова. На встречу пришли несколько сотен жителей Чкаловского. Услышать друг друга сторонам было крайне сложно - и лишь отчасти из-за отсутствия звукоусиливающей аппаратуры.
- В парк "Осенний"? Вовремя, там уже и парка не осталось, всё срубили, - иронизирует водитель такси. - А ведь мы за него голосовали в 2018 году! Как радовались, думали, что благоустроят. Ну да, благоустроили - вчера с женой проезжал, одни пеньки. Как теперь за что-то еще голосовать? Вдруг тоже "благоустроят"?
К "Осеннему", где запланирована встреча чиновников с возмущенными горожанами, мы подъехали за четверть часа до начала. Водитель прав: часть парка в аккурат под вывеской действительно превратилась в частокол из высоких пней.
На пустыре уже многолюдно и шумно. Накануне встречи неизвестные развесили по району листовки, в которых противники вырубки деревьев объявлялись врагами благоустройства, с призывами защитить планы властей.
Противники "противников" в итоге тоже пришли на встречу. Оппоненты бурно доказывали друг другу, почему деревья нужно (или не нужно) срубить.
Закончилась дискуссия плачевно: один из самых активных защитников вырубки развернул плакат "Без реконструкции парк умрёт". Бумагу вырвали из его рук и скомкали.
К этому времени в парк приехали официальные лица - и.о. замглавы администрации Ростова по вопросам ЖКХ Анна Нор-Аревян, чиновники Первомайского района, депутаты.
Анна Нор-Аревян сначала подошла к общественникам, благодаря которым ситуация с парком "Осенний" получила такой резонанс.
- Мы сейчас должны определиться, как мы еще проработаем с вами вопрос сохранения каждого дерева. Но при этом мы должны сейчас вернуться к теме, как начиналось проектирование, что делалось, - предлагает она.
Вопросов не возникает, и группа переходит к импровизированному паспорту объекта - плакаты с планами развесили на бытовках, которые буквально накануне поставили для рабочих.
- Все, что делается, делается во благо жителей, - начинает диалог глава администрации Первомайского района Артур Григорян. Из толпы слышатся насмешки и крики, что людей обманули, и чиновник реагирует. - Этот парк прошел все слушания, за него голосовали жители района, вас никто не обманывал.
Он передает слово своему заместителю по ЖКХ Роману Морозову, и на этом диалог сворачивается.
Чиновник говорит тихо, услышать его могут только стоящие рядом, а никак не пара сотен собравшихся. Это порождает новую волну возмущения: люди кричат, что власти специально пришли без звукоусиливающей аппаратуры, чтобы никто ничего не понял.
Когда несколько попыток создать тишину провалились, чиновники предложили перейти в более тихое место. Им становится детсад, расположенный рядом с парком. Активистов просят выделить небольшую делегацию для диалога.
Стороны собираются в литературной гостиной детского садика. Под строгими взглядами классиков отечественной литературы Нор-Аревян наконец озвучивает предложение, с которым сегодня пришли власти.
- Задача у нас с вами одна - создавая новое пространство, вернуться к вопросу о сохранности зеленых насаждений, которые не аварийно опасны. Есть часть деревьев, которые признаны опасными, на это есть заключение. Если у кого-то есть сомнения, мы проговорим, как вернуться к этой теме, сделать еще раз исследование, - говорит она.
Но сначала собравшимся предлагают все-таки послушать доклад о том, откуда вообще взялась идея благоустройства. Стратегия чиновников выглядит очевидной.
- Никто из нас не оспаривает, что жители проголосовали? 126 тысяч жителей определили, что быть вот такой концепции парка "Осенний", - напоминает итоги рейтингового голосования Анна Нор-Аревян.
Правда, далее Роман Морозов приводит статистику, за которую ростовчане уже явно не голосовали: проект разрабатывался позже, на основании концепции. Из 1114 деревьев в парке решили спилить 696.
- 492 дерева аварийные, они в любом случае будут убираться. И в зону строительства попадало изначально 300 живых деревьев. Но общественники предложили убрать футбольное поле, широкие радиусы, добавить зону озеленения, за счёт этого мы смогли сохранить 100 живых деревьев, - рассказывает он.
Семь сотен деревьев, убеждает чиновник, никак не получится спасти. Причины выглядят экзотичными. Как, например, снести дерево из опасений по поводу повреждения корневой системы при прокладке тропинки.
- Будет система полива. А деревья у нас высаживают с комом, почти 100% выживаемости, - заверяет Морозов.
- Мы находимся на территории Первомайского района, где на системной основе сажаются крупномерные деревья. Это один из единственных районов в городе, мы ответственно об этом заявляем, у которого самый высокий процент приживаемости деревьев, потому что обеспечены и уход, и качество посадочного материала, - хвалит коммунальщиков, подтверждая слова оратора, Анна Нор-Аревян.
Горожан всё сказанное не убеждает. И в первую очередь - результаты дендрологической оценки, по которым почти 500 деревьев стали аварийными.
- Все экспертизы делаются за бабки. Вот я уверен, что я сейчас найду своих дендрологов, и они сделают заключение, что из этих 1000 деревьев здоровы 850, а остальным нужна только обрезка, - открыто говорит один из участников встречи.
Очень много вопросов и к качеству проекта.
- Было ли исследование зеленых насаждений до того, как делалась ПСД? Знакомились ли вы с территорией? Потому как если в проекте под окнами детского сада стоит скейт-парк, то с территорией вы явно не знакомы. Есть СНИПы, которые говорят о нарушении децибел. Следовательно, вы не были на месте, - высказывается Елена Хатламаджиян.
Она же напоминает официальным лицам о нарушении договоренностей.
- Мы спрашивали, можно ли перенести дорожки, чтобы не рубить деревья, нам сказали "да". Мы два дня переносили дорожки, а потом... Что это было? Вырубили деревья здоровые, которые ничему не мешали. Что это были за обещания? - возмущается она.
- Мы почти все, что обещали, исполнили, - уверяет глава района.
Выступления чиновников то и дело тонут в протестных репликах, и фактически ни на один вопрос представители властей ответить не могут. На каком-то этапе возмущенные горожане требуют даже полной остановки благоустройства.
- Если мы объект остановим, то в том, что мы получим в следующий раз эти деньги, у нас нет гарантии! - пытается перекричать зал депутат ЗС РО Адам Батажев.
- Не нужны нам ваши миллионы! - звучит ответ.
Его коллега по парламенту, депутат Евгений Бессонов, становится на сторону жильцов с радикальным предложением.
- Нужно все деревья сфотографировать, - предлагает он. - Не надо мне рассказывать, что дупло уничтожает дерево. В дупле живут белочки! Сказки мне не рассказывайте! За каждое срубленное дерево я дойду до прокуратуры, до уголовной ответственности!
Полное спокойствие удается сохранить только Анне Нор-Аревян. Миниатюрная женщина за почти два часа ни разу не повысила голос. Но на какой-то стадии взрывоопасного диалога не выдержала и она - покинула зал.
Итоги диалога главная коммунальщица Ростова, глава района и активисты подводили уже на улице.
- Мы получили нехорошую ситуацию, - констатировал глава района.
Общественники тут же ответили, что нужно было не нарушать договоренности по переносу дорожек.
- Почему вы не можете дорожки перенести? Центр компетенций сказал, что можете. Единственное, что дорожка будет кривая. Но что здесь такого-то? - поинтересовалась Елена Хатламаджиян.
Анна Нор-Аревян с заместителем в это время составляли итоговый протокол встречи, который позже согласовали с активистами.
Вырубку здоровых деревьев договорились остановить до получения результатов нового дендрологического исследования. Оно должно быть готово к 22 августа.
Но об остановке работ в парке и тем более отмене проекта речь не идет. О том, что этого не будет, власти заявили открыто: на кону солидное федеральное финансирование.
В те дни, когда спорные деревья будут исследовать, коммунальщики займутся ликвидацией сухостоя - под контролем общественников. А после экспертизы власти обязались снова встретиться с общественниками и поговорить о возможном переносе дорожек.
Пока взрослые спорят, дети осваивают новые объекты, появившиеся в парке "Осеннем" после старта работ по формированию комфортной городской среды. Играют в дровосеков рядом с огромными пнями и помогают ветру разносить кучи песка, завезенного строителями.