«Ростов — немного ветхозаветный город, и я такой же», - экс-худрук театра им. Горького Александр Пудин

Фото со страницы в соцсети

Во вторник, 16 января, экс-худруку ростовского академического театра драмы им. Максима Горького Александру Пудину исполнилось 60 лет. Сегодня, по прошествии нескольких месяцев после ухода Пудина, театр по-прежнему без худрука и переживает далеко не лучшие времена. Что думает юбиляр о судьбе театра, о Ростове, читайте в интервью.

- Александр Иванович, на своей страничке в соцсети Вы неоднократно писали, что Ростов уже стал родным городом. А что Вы можете здесь вспомнить помимо театра, в котором прослужили три года? Что нравилось, что огорчало?

- Учитывая, что я часто летал в Москву и обратно (замечу, за свой счет летал домой, а не в командировки), первая радость – когда сходишь с трапа. Волна дурманящих запахов! Весна-лето – это настоящее головокружение!

Нахичевань, церковь на Каяни, армянская церковь на Маркса, переулочки старого города…Парк Вити Черевичкина. Я люблю атмосферу старых переулков, где обязательно что-то чинится-латается, несмотря на то, что город считается не бедным, а крутых тачек на улицах просто немеряно…

Люблю силу и размах города. Ростов, без преувеличения, - великий город. По моим ощущениям, немного ветхозаветный. Но сам я тоже в чем-то ветхозаветный человек.

Может, поэтому город меня и принял. То, что уже через 2 года я получил почетный знак «За заслуги перед городом Ростовом-на-Дону», - это, думаю, неспроста.

- Прежде чем Вы стали художественным руководителем театра им. Горького, Вы участвовали в конкурсе и рассказывали о своем видении развития этого учреждения. Получилось? Какие препятствия возникли?

- Не помню особых препятствий. Да, были объективные проблемы с членами старой команды, которым казалось, что пришел разрушитель театра и хоронитель чьей-то памяти. И тогда говорил, и сейчас скажу: помнил всех, упоминал всех титанов, на чьих плечах стою (так меня учили): Завадский, Плятт, Марецкая, Мордвинов, Лобода, Бондарчук, Ливанов, Бушнов, Сорокин и другие.

Конечно, у меня был карт-бланш. За спиной была Людмила Швецова, человек с огромным влиянием и авторитетом, и в меня поверили губернатор Василий Голубев и его первый заместитель Игорь Гуськов. Но тут умирает Людмила Ивановна Швецова. Через неделю, 7 ноября 2014 года, была премьера «Женитьбы», после которой я откровенно сказал Гуськову: «Швецова умерла. У меня больше нет моральных оснований оставаться в Ростове. А у Вас нет ни перед кем обязательств». Он ответил коротко и по-мужски: «Мы одна команда. Работай. У тебя получается».

Я не понял Игоря Александровича только в конце своей театральной ростовской эпопеи. Думаю, поработали завистники, для которых успешный театр и я стали костью в горле. Особое отношение ко мне Василия Голубева я почувствовал на прошлом Параде Победы, 9 мая, когда он, как мне показалось, с гордостью, представил меня командующему Южным военным округом Герою России генерал-полковнику Александру Дворникову: «А это Александр Иванович, директор театра, о котором я Вам говорил». Скажу честно, в этот святой для меня День я получил, считай, орден на грудь!

- Мы понимаем, что планы, наверно, были несколько абстрактными. Вы тогда не знали близко город, театр, коллектив. Чтобы Вы изменили, вернувшись на три года назад?

- Наверное, все сделал бы точно так же. Планы были взвешены. Репертуар получился очень достойный. Дипломы и премии просто так в Москве не дают. Тем более – Премию Правительства России имени Федора Волкова!

И великий Соломин кого попало к себе на сцену не пускает.

Театр отремонтирован. В коллективе была дисциплина. Чистота и порядок были в почете. Люди за свою работу получали, соответственно, деньги. Старался людей не обижать. Понимать их проблемы. Человека видел в каждом – от дворника Гены до великого Богодуха.

Однозначно оптимизировал бы расходы. Но не за счет снижения рейтингов и, соответственно, зарплат у артистов. Расходы на гонорары точно не снизил бы. Чтобы что-то делать талантливое, надо обращаться к талантливым, лучшим силам. Если хотите иметь серенький результат, то работайте со вторсырьем! Оно ничего почти не стоит! А мы стали по выражению выдающегося отечественного режиссера, народного артиста России, лауреата Государственных премий России Валерия Фокина «одним из самых динамично развивающихся театров России».

Театр сегодня в стране знают. Театральные эксперты совершенно справедливо отмечают, что мы (а это и труппа, и цеха, и руководство области, и я в определенной степени) сделали очень большую работу. Настало время пожинать плоды.

Может быть что-то сгладил бы в конце, чтобы не так сильно было лбом прикладываться. Моя бабушка Ольга, в которой всегда органично сидели язычество и православие со всеми обрядами и канонами, всегда учила меня кланяться тому месту, где ты упал и было тебе больно.

Думаю, для того, чтобы примириться с духом этого места, поклонился бы. Но не театру. А Ростову.

- До революции в провинциальных театрах превалировали водевили и комедии. Станиславский и Немирович-Данченко для составления репертуара брали две «кассовые» пьесы современных авторов и только третью «для души» - классику! Как Вы считаете, актуальна ли по-прежнему формула мэтров для нестоличных театров и что сегодня хочет зритель?

- Если бы знать, что хочет зритель! Мы всегда лукавим, когда говорим, что зритель хочет этого или того. Разве я был уверен, что зритель примет «Донскую трилогию»? Это было мое самовольство, самоуправство. Некий риск. Ведь не ставили почему-то «Тихий Дон» 40 лет! Риск я оправдывал, разумеется, самыми благими намерениями. Знал, во имя чего это делаю.

Театру нужен был свой, ни на что не похожий, репертуар! Сильный, яркий, корневой, убедительный! Который можно показывать хоть в Москве, хоть за рубежом, хоть на Марсе.

И этот подход поддерживало руководство области. И морально, и финансово. Без этого никакого чуда, произошедшего с «трактором», не было бы.

Надо было сформировать, вылепить свое лицо. Чтобы нас могли идентифицировать по нему. Первые мои слова в Ростове были следующие: «Я не хотел бы, чтобы наш театр был театром с областной судьбой». Это первое. И второе. И третье! В любом случае, если мы претендуем стать явлением, откровением, открытием, - мы должны быть естественно-неповторимы.

Индивидуальность ценится во всем мире. Поэтому я очень благодарен Юрию Полякову, который, будучи главным редактором «Литературной газеты», членом Совета по культуре и искусству при Президенте России, прославленным и любимым для миллионов россиян писателем, нашел время, чтобы прийти в Москве на наш «Тихий Дон» в Малом театре, а потом во всеуслышание воскликнуть:

«Вот театр! Это настоящий шекспировский театр! Вы, кто увешан «Золотыми масками» с ног до головы, - берите пример с ростовской драмы!».

Если кто-то считает, что пошленький репертуар приносит прибыли, - это заблуждение. За мою работу не было поставлено ни одного богомерзкого спектакля. А доходы театра выросли почти на 25%. На «Тихий Дон», на «Донскую трилогию», на «Пигмалион», на «Женитьбу», на «Сталина. Часовщика» билеты всегда расходятся. Когда я министру культуры России Владимиру Мединскому поведал, что мы на выделяемый бюджетный рубль зарабатываем сверху почти 1.80 своих, - он приятно удивился. Не Москва, не театр Вахтангова, но тем не менее!

- Если бы вдруг появилась такая возможность, вернулись бы в Ростов?

- Мне дважды приходилось входить в одну и ту же реку – и в Мордовии, и в Москве. Это два моих дома. Ростов стал третьим домом. Я недавно написал письмо губернатору, извинился, что пока не могу «отлепиться» от театра, поэтому прошу рассмотреть три важных для театра вопроса: выдвижение «Донской театральной трилогии» на Премию Правительства России в области театрального искусства, достойное празднование 155-летия Ростовского академического театра драмы им. М. Горького и чествование любимца донской публики, народного артиста РСФСР Игоря Александровича Богодуха, которому 4 марта этого года исполняется 80 лет…

И еще я попросил Василия Голубева, чтобы он не дал театру «отъехать» назад. Если это произойдет, - мне, конечно, будет жаль своих растраченных сил и времени. Аплодировать этому точно не стану.

АлександрПудин театрим.М.Горького юбилей экс-худрук
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Наш земляк, летчик Константину Ярошенко, впервые с 2011 года увиделся с женой и дочерью. Женщины уже прибыли в США. Они в июле получили визу США и будут находиться в Нью-Йорке до середины сентября. Ростовчанин, напомним, отбывает наказание в американской тюрьме по обвинению в наркотрафике. Константин Ярошенко был приговорен в США 7 сентября 2011 года к 20-ти годам лишения свободы. В США летчик был доставлен из Либерии, где его арестовали в конце мая 2010...
ФОТОФАКТ
Во время таможенного контроля международного рейса Ростов-на-Дону - Стамбул у авиапассажира нашли старинный крест. Мужчина пронес его в ручной клади. «Согласно заключению эксперта, крест сделан из латуни, это тиражная копия поздних версий наперсных и киотных крестов «Распятие Христово». Копия особенно интересна тем, что вероятно, была выполнена по слепку с образца киотного креста первой половины XVIII века, имевшего хождение среди старообрядцев. Изготовлен...
Власть
Муниципальная транспортная компания «Ростовпассажиртранс» подала в суд на департамент транспорта Ростова. Перевозчик требует оплатить работу автобусов-шаттлов во время ЧМ-2018. По информации Арбитражного суда Ростовской области, «Ростовпассажиртранс» оценил долг бюджета за «футбольные» перевозки в 10,8 миллиона рублей. Рассмотрение иска начнется 11 сентября. Автобусы-шаттлы связывали «Ростов Арену» с разными частями донской столицы, они доставляли болельщи...
Спорт
Контрольно-дисциплинарный комитет Российского футбольного союза даст оценку факту проноса ковра на матч между «Ростовом» и «Енисеем». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора по безопасности турнира Александра Мейтина. Он рассказал на пресс-конференции, что «инциденту по проносу ковра на матч даст оценку контрольно-дисциплинарная комиссия». «Конечно, в этом нет ничего оскорбительного и даже присутствует небольшой юмор, но тут возникает вопрос к службе...
Происшествия
В Крыму пропал без вести 79-летний пенсионер из Ростовской области. Пожилого мужчину, страдающего провалами памяти, оперативно разыскали росгвардейцы. Об инциденте стало известно во вторник, 21 августа. По информации КП-Крым, ростовчанка обратилась за помощью к правоохранителям: пропал ее 79-летний супруг. Чета отдыхала в Феодосии. Женщина рассказала, что муж страдает провалами памяти. Информацию с приметами пропавшего передали всем патрулям. Вскоре похоже...
Культура
Симфонический концерт под открытым небом пройдет в Ростове-на-Дону ко Дню города. Он запланирован на вечер 15 сентября. Об этом сообщает Ростовская филармония. «15 сентября в 19 часов состоится открытый концерт Ростовского академического симфонического оркестра ко Дню города», - говорится в сообщении. Традиционным местом выступления станет площадка перед Донской государственной публичной библиотекой. В программе - мировые хиты симфонической музыки XX века....
Происшествия
В Ростове-на-Дону женщина с ребенком чуть не погибли под упавшим деревом. Инцидент произошел в популярном месте отдыха семей - парке Строителей. О происшествии горожанка уже известила чиновников. По словам заявительницы, ЧП случилось утром 21 августа. Ростовчанка потребовала от тех, кто отвечает за благоустройство, оценить состояние деревьев и убрать опасные. «Каждый день в этом парке гуляет большое количество детей. Предотвратите трагедии, спилите гнилое...
Общество
Багаж не прилетел вместе с вами одним рейсом и вы обморочно начинаете метаться по залам аэропорта в поисках помощи. Такая картина, увы, не редкость для всех без исключения аэропортов мира. Аэропорт Платов на своем сайте добавил новую опцию по отслеживанию багажа. Но сначала авиапассажиру нужно обратиться к сотруднику группы розыска багажа — Lost&Found. Для удобства группа розыска находится в зале выдачи багажа. Вы показываете посадочный талон, багажные бир...
Фото + видео
Футбольный клуб «Ростов» продолжает развивать «ковровую» тему, которая появилась благодаря болельщикам, принесшим на матч ковер вместо баннера. Болельщикам предложили форму в ковровой расцветке. Вчера в клубе уже объявили, что нашли место для ковра, нашли и сам ковер, а сегодня в паблике клуба появилось объявление о четвертом специальном комплекте формы — ковровом. «Представляем вашему вниманию 4-й комплект игровой формы на сезон 2018/19. Уже сейчас открыт...