15:44, 22 июня 2020 г.

Ударная комсомольская стройка: как после войны восстанавливали гостиницу «Ростов»

Фото:

1Rnd.ru продолжает серию рассказов об истории послевоенного переустройства Ростова-на-Дону. В этом материале речь пойдёт о гостинице, название которой изменили несколько лет назад. Но ростовчане называют её по-прежнему – «Ростов». И с этим ничего не поделать новым собственникам здания.

Когда-то здесь была окраина Ростова-на-Дону. Городские кварталы заканчивались на южной стороне этой улицы, а к северу от нее тянулись городские земли, свободные от застройки. Поэтому улица поначалу была названа Степной. В 1864 году на Степной улице начали строить богадельню – нечто вроде нынешнего дома престарелых. Для богадельни отвели обширный земельный участок к северо-западу от пересечения Степной улицы с Таганрогским проспектом.

Этот проспект получил свое название от дороги на Таганрог. После того, как была построена крепость св. Димитрия Ростовского, по обе стороны дороги расположились пригороды крепости – Доломановский и Солдатский форштадты. Между ними и пролегала упомянутая дорога. В последней четверти XVIII века оба форштадта соединились в одно целое, что положило начало правильной планировке формировавшегося города. С этого времени часть дороги, оказавшаяся в пределах городской территории, стала проспектом. К концу XIХ века Таганрогский проспект превратился в одну из наиболее важных деловых улиц города.

Богадельню назвали в честь святых Петра и Павла – Петропавловской. Один из первых корпусов богадельни можно увидеть на старинной фотографии.

Шли годы. Степную улицу переименовали в Скобелевскую, а на территории богадельни выстроили новые корпуса и храм. Храм был освящен во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», почему его и называли Скорбященским.

Но вот пришла советская власть. Скобелевскую улицу переименовали в Красноармейскую, а Таганрогский проспект – в Буденновский. К концу 1920-х годов возвели крупный больничный комплекс, ныне известный как Центральная городская больница. И богадельни стали не нужны. Храмы – тоже. Петропавловская богадельня была упразднена, а ее территорию отвели под строительство гостиницы. Был снесен Скорбященский храм, а вместе с ним и несколько корпусов бывшей богадельни. А в 1931 году началось строительство гостиницы. На фотографии, сделанной в 1934 году, можно увидеть еще не снесенный корпус богадельни, находившийся напротив южного фасада гостиницы.

Фотография была помещена в газете «Молот» в качестве иллюстрации к заметке, озаглавленной «Гостиница-гигант». В заметке сообщалось, что в здании предусмотрены 500 гостиничных номеров, «громадный, в два этажа, ресторан», два банкетных зала, фабрика-кухня, «механическая прачечная» и электроподстанция. Также в здании планировалось оборудовать девять лифтов – три пассажирских и шесть грузовых.

Речь в газетной заметке шла о первоначальном проекте здания гостиницы, который разработали архитекторы Чалхушьян и Черкесиан. Эти специалисты оказали заметное влияние на формирование архитектурного облика Ростова в первой половине ХХ века.

Хачатур Чалхушьян был сыном известного нахичеванского нотариуса. Он окончил Петровское реальное училище в Ростове-на-Дону, а затем поступил в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Спустя три года, ввиду отсутствия средств к существованию, оставил учебу и начал работать в различных проектных бюро. В 1920-х годах Хачатур Христофорович работал в различных учреждениях Ростова-на-Дону и Ленинграда. Именно в «северной столице» он завершил свое обучение, став дипломированным архитектором. В 1928 году Чалхушьян вернулся в Ростов и тут же приступил к проектированию жилых домов. В послевоенный период он, в основном, участвовал в восстановлении и реконструкции ростовских зданий, поврежденных в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, Хачатур Христофорович был автором проектов ряда зданий в Таганроге, Новочеркасске, Сальске, Хосте.

Илья Емельянович Черкесиан также обучался и в Петровском реальном училище, и в Санкт-Петербургском институте гражданских инженеров. По его проектам были построены «свыше ста зданий в Петрограде, столько же в армиях Северного фронта, более десяти зданий в Нахичевани-на-Дону, двадцать пять зданий в Армавире, Екатеринодаре, Ростове-на-Дону, в том числе доходные дома, торговые магазины». В числе других ростовских архитекторов Черкесиан принимал активное участие в послевоенном восстановлении родного города.

В 1935 году Чалхушьян опубликовал в «Молоте» статью «Архитектура Ростова». В ней он отмечал, что первоначальный проект «коренным образом переделывался без привлечения авторов проекта. К сожалению, переделка, не устраняя прежних недостатков, ухудшает проект. Новая трактовка фасада гостиницы портит прежний силуэт здания. Не спасает положения и барельеф, производя впечатление случайно посаженного на верхушку здания».

На страницах газеты «Молот» в публикациях 1934 – 1936 годов единственным архитектором, причастным к работе по возведению гостиницы, назван Эберг, который «оформлял и консультировал строительство». Вклад этого человека в архитектуру Ростова-на-Дону не менее значителен, чем вклад авторов первоначального проекта гостиницы.

Леонид Федорович Эберг получил образование в Москве, окончив в 1911 году училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания учебы он был приглашен в Ростов-на-Дону, где быстро стал одним из самых востребованных и популярных архитекторов города. По его проектам были построены многие доходные дома и особняки ростовских предпринимателей, входивших в начале ХХ века в торгово-промышленную элиту города: Н.Е. Парамонова, В.К. Чирикова, братьев М.М. и Ф.М. Дутиковых, В.П. Хахладжева. В советский период Леонид Федорович не менее активно занимался разработкой проектов жилых комплексов, общественных и промышленных зданий и сооружений. Ряд проектов он выполнил совместно со своим сыном – Львом Леонидовичем.

Из изменений, внесенных в первоначальный проект гостиницы Эбергом (помимо горельефа на восточном фасаде) нужно отметить изменение числа гостиничных номеров. Общее их количество составило не 500 (как планировалось изначально), а 376, из которых 100 были двухкомнатными.

Гостиницу строили с размахом. Лестницы, соединявшие вестибюль с верхними этажами, были отделаны итальянским и уральским мрамором. В отделке вестибюля и ресторана были использованы дуб, клен, орех. Всего затраты на строительные и отделочные работы составили 11 миллионов рублей.

Поначалу гостиница не имела названия: в газетных публикациях 1932 – 1934 годов ее назвали просто «гостиница-гигант». Но ко времени завершения строительства ей дали название «Ростов». 4 июня 1936 года гостиница была открыта, а в газете «Молот» появилась такая фотография.

В годы Великой Отечественной войны здание использовалось для нужд как советских, так и немецких войск. Осенью 1941 года гитлеровцы впервые приблизились к Ростову. К тому времени в помощь частям Красной Армии уже создавались подразделения Народного ополчения. Одно из таких подразделений, сформированное к 14 октября 1941 года в здании гостиницы «Ростов», вошло в Ростовский стрелковый полк Народного ополчения. 20 ноября 1941 года полк принял боевое крещение. Ополченцы прикрывали отход и переправу через Дон наших войск. А в ночь с 28 на 29 ноября 1941 года они в первых рядах освободителей ворвались в Ростов. В июле 1942 года ополченцы вновь сдерживали оккупантов. Стрелковый полк последним покинул Ростов, из 2000 бойцов в живых осталось около 800. После этого полк был включен в состав 339-й стрелковой дивизии и принял участие в битве за Кавказ. 37 бойцов и командиров Ростовского стрелкового полка Народного ополчения были награждены орденами и медалями. После войны в память об ополченцах в вестибюле гостиницы была установлена мемориальная доска.

При втором захвате Ростова немецко-фашистскими войсками самые упорные бои (продолжавшиеся 22 – 24 июля 1942 года) происходили на Буденновском проспекте. Поэтому неудивительно, что гостиница «Ростов» пострадала в ходе этих боев. Выбитые окна хорошо видны на фотографии, сделанной в самом начале второй оккупации города.

Оккупанты провели ремонт здания, после чего в нем разместились солдаты вермахта. На восточном фасаде здания были сделаны две надписи: «HAUS ROSTOW» и «SOLDATENHEIM». 14 февраля наш город был окончательно освобожден от гитлеровцев.

Трудно сказать, насколько сильный ущерб был нанесен зданию гостиницы «Ростов» в годы войны, и в чем этот ущерб выражался. С одной стороны, здание отсутствует в перечне промышленных и общественных зданий, разрушенных или сильно поврежденных оккупантами. Данный перечень приведен в акте Ростовской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, совершенных на территории Ростова-на-Дону, составленном 17 февраля 1943 года. Часть помещений в здании в послевоенный период использовалась в качестве коммунальных квартир. С другой стороны, в «Паспорте исторического памятника (здания)», составленном 12 октября 1951 года, было указано, что состояние здания «плохое, требует капитального ремонта».

Проект восстановления здания утвердили в 1958 году. Разрабатывал проект сын архитектора Эберга – Лев Леонидович. Он окончил Высший архитектурно-строительный институт в Москве в 1932 году, после чего переехал в Ростов. Здесь он стал помогать отцу в разработке различных проектов. С июня 1941 по февраль 1946 года Лев Леонидович служил в действующей армии и был удостоен боевых наград. После демобилизации он вернулся в Ростов, где принял участие в восстановлении различных зданий, пострадавших в период оккупации. В послевоенные годы архитектором были выполнены проекты нескольких десятков зданий, в числе которых – здание «Ростовэнерго», комплекс зданий Ростовского телецентра, здание Кировского райкома КПСС, «Дом книги», здание Ростовской студии кинохроники. Также Л.Л. Эберг разработал ряд проектов восстановления либо реконструкции зданий, возведенных по проектам его отца. Среди них – проект реставрации «Дома актера» – здания, в котором проживали многие артисты театра имени Горького, и проект реконструкции здания театра Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий под кинотеатр «Россия».

Проект восстановления гостиницы «Ростов» несколько изменил внешний облик здания, однако все основные особенности его композиционного решения были сохранены. Восстановительные работы велись несколько лет и завершились только в декабре 1965 года. Как писал Яков Ребайн, бывший воин Ростовского стрелкового полка Народного ополчения, а в тот период – главный архитектор города: «Стройка была объявлена ударной комсомольской. Молодежь предприятий и учреждений города, студенты, учащиеся в свободное время с энтузиазмом трудились на строительстве». Фрагмент транспаранта с надписью о городской ударной стройке можно увидеть и на фотографии, сделанной в 1965 году.

После завершения всех восстановительных работ здание стало выглядеть так.

Возведенное на месте нескольких зданий Петропавловской богадельни, здание гостиницы «Ростов» стало одной из достопримечательностей нашего города. К счастью, ущерб, нанесенный ему в годы войны, не привел к его разрушению. Печально лишь то, что несколько лет назад с фасада исчезла привычная для ростовчан надпись: «ГОСТИНИЦА «РОСТОВ», замененная безликой вывеской на чужеземном языке.

Александр Харченко специально для 1Rnd.ru 

#Ростов послевоенный #гостиница "Ростов" ##МойРостов
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"