Год без Горбаня: что изменилось в Ростове-на-Дону
Год назад, 20 октября 2016-го, стало известно, что в Ростове сменится сити-менеджер. Сергей Горбань не подал документы на конкурс глав администрации города. Сам Горбань вскоре после этого просто ушел с радаров: без формальной «передачи власти» и без отчетов о проделанной работе. Что изменилось в Ростове? 1Rnd.ru выбрал самые очевидные итоги года без Горбаня.
Кадровые перестановки
На своем первом же общении с журналистами в качестве сити-менеджера Виталий Кушнарев заверил, что кадровых революций не будет. Так и случилось: управленцев меняли не одномоментно, а очень и очень постепенно. По сути, отставки и назначения шли весь год.
В итоге проще назвать тех, кто остался после смены градоначальника. Из восьми заместителей посты сохранили Евгений Лебедев (дороги) и Олег Маркитантов (строительство и архитектура). Пожалуй, самым громким стал уход Владимира Арцыбашева, харизматичного главного коммунальщика донской столицы.
Из восьми глав департаментов удержались трое — Анна Нор-Аревян (ЖКХ), Андрей Дикун (координация строительства) и Светлана Камбулова (экономика). Относительно повезло руководителям управлений, их 13. Свои посты сохранили такие старожилы ростовской мэрии, как Людмила Лисицына, «лицо» ростовской культуры, и Надежда Левицкая, руководитель Горздрава.
Кадровых скандалов за год было несколько. Самый масштабный — попытка экс-директора ростовского зоопарка Натальи Серебряковой через суд отстоять свою должность.
Также большой резонанс вызвало увольнение главы администрации Пролетарского района Юрия Полякова. Это произошло вскоре после пожара 21 августа и вызвало упреки к сити-менеджеру: многие общественники увидели в увольнении Полякова попытку назначить козла отпущения.
Еще один инцидент к настоящему времени не разрешен. В середине года от должности был отстранен начальник управления по делам ГО и ЧС Ростова Сергей Заворотинский, появилась информация, что он стал фигурантом коррупционного уголовного дела. Однако, по данным официального портала мэрии, он остается руководителем управления.
Дмитрий Дибров остался без ток-шоу в Ростове
Элементом фирменного стиля Сергея Горбаня была программа «Мой адрес — Ростов-на-Дону». Как правило, раз в месяц в эфире «Дон-ТР» выходило необычное ток-шоу, где известный телеведущий Дмитрий Дибров задавал вопросы ростовскому градоначальнику и его подчиненным.
Беседы были не слишком простыми для Горбаня: Дибров с настойчивостью строгого учителя в конце каждой программы давал домашнее задание и брал обещание, что какая-то проблема до нового выпуска решится. А в следующей программе это задание проверял.
Каждый эфир, конечно же, растаскивали на цитаты и громкие заявления. О практическом эффекте от ток-шоу, безусловно, можно спорить, но форма отчетности перед горожанами получилась довольно яркой.
После смены сити-менеджера программа «Мой адрес — Ростов-на-Дону» в эфир не выходила.
Цвет плитки
О том, что новому градоначальнику не нравится цвет плитки, которую укладывают в центре Ростова, стало известно почти сразу после смены власти. Виталий Кушнарев высказался, что коричнево-желтые оттенки слишком «веселенькие» для общего вида ростовского центра. И не исключил, что в дальнейшем в городе будет использоваться плитка более сдержанных тонов.
Так оно и произошло: уже при превращении в подобия пешеходных зон переулков Семашко и Газетного (участок от рынка до набережной) использовали серую плитку разной фактуры. Сейчас ее можно увидеть и на других улицах центра. Отметим, что своих планов новые власти придерживаются — коричнево-желтую плитку без необходимости не трогают.
Большая Садовая
Главная улица Ростова-на-Дону к середине 2018 года должна полностью преобразиться. На ней обкатывают новый подход к благоустройству - так называемое формирование комфортной городской среды.
Сразу оговоримся, что городские власти имеют к масштабной реконструкции немного опосредованное отношение: деньги в рамках специальной программы выделяет федерация, а проект и подрядчика на месте определяло московское КБ «Стрелка». Тем не менее, утверждался новый облик после согласований со всеми структурами, и владельцами коммуникаций, и руководством подразделений мэрии. Кроме того, народная память привыкла так разделять: при Чернышеве, при Горбане. А Большую Садовую обновляют при Кушнареве.
Главное (с точки зрения ростовских общественников) достижение проекта реконструкции Большой Садовой — высадка новых деревьев. До этого зелень преимущественно вырубали, заменяя печально известными кадками, еще одним символом власти Горбаня. Теперь же до конца года на главной улице Ростова требуется высадить около 300 деревьев.
Тем не менее, высадку деревьев на Большой Садовой мы все же не будем считать изменением в политике озеленения. Пока подход к зеленым насаждениям в Ростове в целом не изменился. Отремонтированные Семашко и Газетный лишились большей части деревьев, а горожане продолжают отстаивать каждую аллею и каждый бульвар. Попытки застройки городских парков и скверов также продолжаются.
Возврат дифференцированного тарифа на проезд
Сергей Горбань поднял стоимость проезда в автобусах и маршрутках до 19 рублей, это случилось 1 июня 2016-го. При этом исчез дифференцированный тариф — до подорожания пассажиры автобусов могли заплатить 16 рублей вместо 17-ти при оплате транспортной картой.
При Кушнареве разница при оплате безналом не просто вернулась, а стала более ощутимой. Напомним, с 1 октября проезд в автобусах стал стоить 24 рубля за наличные. Но когда платишь картой, поездка стоит 20 рублей. Сити-менеджер объяснил такой подход желанием развивать безналичную оплату проезда и повышать прозрачность бухгалтерии АТП.
Пока безнал остается не слишком удобным: круг мест, где можно купить и пополнить карты, довольно ограничен, внести деньги нельзя через телефон или онлайн-банки. Но инвестор и власти уверяют, что работают над этим. К примеру, обкатывается, пока в одном автобусе, возможность платить за проезд банковской картой. Так что не исключено, что в ближайшие месяцы ростовский безнал станет не мифом, а удобной опцией.
И все?
Пока все. Безусловно, новая администрация подведет собственные итоги работы за год, и список может занять несколько десятков листов. Напомним, нас интересовали лишь самые очевидные изменения, заметные всем горожанам.
Тем более, что основные городские проблемы, за которые критиковали Горбаня, остались. Реконструкция ливневой канализации по-прежнему остается делом отдаленного будущего. Качество работы общественного транспорта вызывает ровно такое же возмущение, ежедневно пополняя онлайн-сервисы мэрии новыми жалобами. Как и качество ремонта дорог.
Платные парковки за год так и не заработали в полную силу.
Исторически ценные фасады в Ростове все так же уничтожает штукатурка-«короед».
Подходы к застройке не изменились от слова «никак»: земли отдают под застройку, не заботясь, как новые высотки отразятся на существующей инфраструктуре (прежде всего, дорожной).
Вполне возможно, что о проблемах ростовчан все же вспомнят после ЧМ-2018. По крайней мере, на время «после чеэма» (это слово часто употребляет Кушнарев на встречах и совещаниях) уже намечен ряд важных проектов — например, реконструкция моста на Малиновского. Но здесь уж, как говорится, переживем ЧМ — увидим.