Преподаватели Юга России прошли программу «Проводники смыслов. ДНК России»
Фото: пресс-центр ЮФУ
На площадке «Дон Плаза» 26–27 сентября состоялись образовательные мероприятия для профессорско-преподавательского состава вузов Юга России в рамках программы «Проводники смыслов. ДНК России».
Основные цели проекта «Проводники смыслов. ДНК России» включают развитие у участников понимания государственной политики в области воспитательной работы, проектирование ценностно-ориентированных инициатив и формирование сообществ преподавателей — так называемых Клубов создателей смыслов. Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральное агентство по делам молодёжи, проект «ДНК России» и Южный федеральный университет.

В числе почетных гостей были ректор Южного федерального университета Инна Шевченко, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, программный директор, эксперт и ведущий модератор проекта «ДНК России» Наталия Зайцева, вице-президент Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук и академик РАО Виктор Басюк, руководитель ОМЦ в ЮФУ и заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии Роман Пупыкин.
Открытие мероприятия прошло в торжественной обстановке с участием ректора университета Инны Шевченко, которая подчеркнула, что в современных условиях университет должен воспитывать не только профессионалов, но и граждан, знающих историю страны и готовых к служению Отечеству. Она отметила, что служение университетов Отечеству многогранно: кроме научных достижений и технологического прогресса, важно обучать интеллектуальную элиту. Выпускник должен быть не только специалистом, но и гражданином великой Родины. Без базового гуманитарного образования и понимания исторических смыслов сложно эффективно работать в любой сфере. Особенно важно подготовить педагогов, которые будут воспитывать новое поколение, передающее управление университетом, регионом и страной.
Программа стартовала с выступления по видеосвязи заместителя Министра науки и высшего образования Ольги Петровой, которая отметила важную роль Южного федерального университета в разработке курса «Основы российской государственности».

- Эксперты ЮФУ с первого дня утверждали, что лучший формат — диалог со студентом, что стало общепринятым для всех вузов. Мы понимаем, что ни ректор, ни команда проректоров не могут общаться с каждым студентом лично, поэтому важна ежедневная работа преподавателей, их активная позиция, которая помогает решать воспитательные задачи вуза. Преподаватели, как проводники знаний, вовлекают студентов в познание и помогают реализовать масштабные задачи системы высшего образования, — отметила Ольга Петрова на открытии мероприятия.
Наталия Зайцева, программный директор и ведущий модератор проекта «ДНК России», обсудила с участниками создание сообщества преподавателей — Клуба создателей смыслов, а также провела мастерские по проектированию ценностно ориентированных событий. Во второй день она прочитала лекцию «Ценностно ориентированное событие как основа сообщества преподавателей».
Роман Пупыкин, лектор проекта «ДНК России», рассказал о важности формирования ценностей и смыслов у студентов и их мировоззренческих основах.

- Проект «ДНК России» включает исследовательский блок, создающий новые модели образования и междисциплинарные научные школы для ответов на сложные вопросы студентов курса «Основы российской государственности», — подчеркнул Роман Пупыкин. Ведутся одновременные исследования и апробации, что сокращает сроки, а участие широкого круга экспертов — экономистов, правоведов, философов, культурологов, социологов, педагогов — уже дает результаты, например, пересмотр и создание нового учебно-методического комплекса по культурологии на ЮФУ.
В рамках проекта участники работают над пониманием мировоззренческих формул и методов их анализа. Первый день завершился выступлением Олега Отрокова о деятельности Росмолодёжи и викториной «Проводники смыслов» для закрепления знаний.
На второй день прошла лекция Виктора Басюка — вице-президента РАО и академика, — об основных смыслах воспитательной работы в вузах.

Коллеги, эффективность воспитания зависит не только от слов о ценностях, а от того, принимают ли студенты их как свои. Важную роль в этом играет научная школа Валерии Мухиной, которая выделила механизмы формирования самосознания — идентификацию и обособление, лежащие в основе усвоения ценностей. Основное понятие — «идеополе», общественное самосознание, передающееся через культуру, образование и воспитание. Вуз должен создавать условия, чтобы студент мог осознанно подключиться к этому «облаку смыслов», найти личные ориентиры и сделать их основой своей профессиональной и гражданской позиции.
Завершились групповые практики и выдача сертификатов. Проект «Проводники смыслов. ДНК России» стал важным шагом в развитии ценностного воспитания в вузах, объединяя профессиональное сообщество для обмена опытом и формирования единого подхода.