Каждый третий российский турист старше 55 лет выбирает курорты юга России
Фото: пресс-центр Сбер
Аналитики Сбера провели исследование потребительских и туристских предпочтений россиян серебряного возраста на основе обезличенных данных о их расходах. Согласно исследованию, почти каждый четвертый турист, совершающий поездки по России (23%), — представитель старше 55 лет. За первые шесть месяцев этого года люди этого возраста совершили 18,5 миллиона поездок — что на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Анатолий Песенников, Председатель Юго-Западного банка Сбербанка, отметил: «Туристы старше 55 лет все чаще выбирают южные регионы России для отдыха. В числе лидеров — Ленинградская и Московская области (по 31%), а также Ставропольский край (28%). По нашим оценкам, около 5% их маршрутов приходятся на другие южные регионы — курорты Кубани, Крыма и Северного Кавказа. Более трети россиян в этой возрастной группе хотя бы раз в год выезжают на юг для оздоровления. На их выбор влияют такие факторы как доступность инфраструктуры, качество сервиса в индустрии гостеприимства, развитие безналичных платежей, богатое культурное наследие и природные достопримечательности. После 55 лет путешественники все чаще предпочитают осень и весну для поездок на юг. Также они в 25% чаще, чем молодое население, покупают туристические путёвки для себя и родственников. Это помогает сгладить сезонные колебания загрузки отелей и санаториев, способствует устойчивому спросу на оздоровительные, гастрономические и культурно-природные туры, а также стимулирует рост малого и среднего бизнеса в южных регионах».

Для россиян в возрасте 50–75 лет путешествия являются одной из важнейших «зон комфорта», наряду с поездками за город, хобби, активным отдыхом на природе и в социуме. Это помогает снизить стресс и восстановить энергию. Статистика показывает, что 41% путешественников старше 55 лет выезжают в другие регионы раз в год, более трети (37%) — два-три раза в год. Ещё 19% оформляют отпуска четыре и более раз в год, а 3% предпочитают оставаться дома в отпускной период. По данным опросов Сбера, до конца текущего года отдых внутри страны планируют 84% россиян в этой возрастной группе.

Расходы туристов 55+ отличаются от затрат более молодых групп. Они чаще совершают покупки в продуктовых (32,6%) и непродовольственных магазинах (29,4%), а также в аптеках (3,7%), при этом в два раза реже тратят деньги на развлечения. За первые шесть месяцев 2025 года их средние дневные затраты выросли на 10,3%, что связано с увеличением внимания к здоровому образу жизни, посещению оздоровительных процедур, образовательных курсов и правильному питанию.
Расходы туристов данного возрастного сегмента отличаются от затрат более младших групп. Они чаще совершают покупки в продуктовых магазинах (32,6%) и в магазинах непродовольственных товаров (29,4%), а также посещают аптеки (3,7%). При этом их расходы на развлечения в два раза ниже среднего уровня. За первые шесть месяцев 2025 года их средние дневные траты увеличились на 10,3%, что связано с ростом интереса к здоровому образу жизни, оздоровительным процедурам, образовательным программам и правильному питанию.