15:05, 8 августа 2022 г.

В ДГТУ рассказали, что влияет на психологическое благополучие студентов и сотрудников вузов

Фото:

Коллектив психологов ДГТУ занимается исследованием факторов, которые влияют на психологическое благополучие студентов и сотрудников вузов. О том, как проходит работа экспертов и какие результаты она уже дала, рассказала доцент кафедры «Психофизиология и клиническая психология» опорного вуза Екатерина Денисова.

Сейчас учёные пытаются выяснить, какие особенности личности позволяют человеку легче справиться с учёбой и работой и испытывать при этом чувство удовлетворенности от своего занятия.

Целью исследования стал поиском внутренних, эмоционально-личностных и метакогнитивных предикторов внутреннего благополучия при инновационных изменениях учебного процесса, повышения требований к качеству подготовки в университетах и социальным заказом на специалистов, обладающих высоким адаптационным потенциалом и метакогнитивной компетентностью.

«Нам интересно узнать, что именно позволяет обучающимся и нам, преподавателям, а также административным работникам, учебно-вспомогательному персоналу сохранять и поддерживать оптимальный уровень удовлетворённости учебным и трудовым процессом, а также пребывать в психологическом состоянии благополучия в это непростое динамичное время», – поясняет заведующий лабораторией «Психофизиология и психогенетика», кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психофизиология и клиническая психология» ДГТУ Екатерина Денисова.

Как уточнила Денисова, вводимые с каждым годом изменения в учебный процесс увеличивают нагрузку на сотрудников вузов. Это повышает риск невротизации, эмоционального выгорания и может заметно снизить мотивацию работников.

Негативному воздействию подвержены и студенты. Влияние на них оказывает ситуация неопределённости. При этом для успешной адаптации, высокой продуктивности и конструктивного развития им требуется конкретный уровень психологического комфорта и удовлетворённости учебной деятельностью.

За первый год исследований учёные провели теоретический анализ, а также обобщили результаты зарубежных и отечественных исследований.

Как стало известно, психологическое благополучие сильно влияет на мотивацию и успеваемость учащихся, на социальное самочувствие преподавателей и учебно-вспомогательного персонала.

«Несмотря на обширное количество работ, посвящённых теоретическим и эмпирическим исследованиям психологического благополучия, по-прежнему остается неизученной его личностная детерминация», – подчеркивает Екатерина Денисова.

На основании анализа методического инструментария исследователи донского вуза создали анкету самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности».

Эксперты провели исследование психологического благополучия, эмоционально-личностных особенностей и метакогнитивных навыков обучающихся на разных уровнях образования. Согласно полученным результатам, выяснилось, что способность планировать, отслеживать и контролировать процесс учебной деятельности, а также направленность на внешний мир и более высокая степень организованности оказывают положительное влияние на уровень субъективного благополучия.

При этом выраженный эффект имеет стратегия, при которой фокус в стрессовых ситуациях смещается на позитивные аспекты: личностный рост, приобретение нового опыта.

По словам Екатерины Денисовой, наибольшим деструктивным потенциалом обладает высокий уровень нейротизма. Это личностная черта человека, которая проявляется в беспокойстве, тревожности и эмоциональной неустойчивости. Кроме того, влияние на студентов и работников вуза оказывает склонность винить себя в стрессовых ситуациях, не принимая во внимание перспективу использования негативного опыта.

В ближайшее время учёные займутся изучением характера отношений между заявленными показателями, выявлением наиболее существенных психологических предикторов благополучия коллектива учебных заведений.

Также исследователи определят наиболее эффективные стратегии метакогнитивного поведения, положительные и дисфункциональные факторы уровня психологического благополучия и его компонентов.

Кроме того, планируется изучить и описать различия сформированности и осознанности использования метакогнитивных навыков, а также исследовать и сравнить общие закономерности отношений метапознания с компонентами психологического благополучия для субъектов образовательной деятельности и выявить специфические факторы, оказывающие влияние на компоненты психологического благополучия в каждой из исследуемых подгрупп.

Результаты исследования могут быть использованы в решении задач формирования и коррекции индивидуальных метакогнитивных стратегий, способствующих успешной адаптации и поддержанию уровня психологического благополучия в динамично изменяющихся общественно-политических и экономических условиях.

Исследование «Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях» проводится при поддержке Российского научного фонда. С картой проекта можно ознакомиться по ссылке.

#ДГТУ #исследования ДГТУ #психологическое благополучие студентов и сотрудников вузов
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"