ИНТЕРВЬЮ
09:12, 15 апреля 2022 г.

Глава донского Минтранса прокомментировал вероятность краха транспортной отрасли

ИНТЕРВЬЮ

 

В Ростовской области, несмотря на ряд пессимистичных прогнозов, стартовал дорожный сезон. Подрядные организации вышли на объекты дорожного строительства и ремонта, приступив к выполнению своих обязательств. По словам представителей регионального Минтранса, проблем с ресурсным обеспечением отраслевых предприятий нет, отсутствуют и риски, способные привести к срыву сроков исполнения подрядчиками своих обязательств по заключённым ранее контрактам.

Сегодня мы не будем говорить о дорожной отрасли, а затронем отрасль автобусных пассажирских перевозок, которую также курирует министерство транспорта Ростовской области.

На вопросы корреспондента 1rnd.ru любезно согласился ответить заместитель губернатора Ростовской области – министр транспорта Владимир Окунев.

Владимир Окунев

- Владимир Владимирович, судя по многочисленным публикациям в СМИ, транспортный комплекс региона переживает не самые лучшие времена. Периодически обсуждаются вопросы, связанные с перспективой закрытия определенных маршрутов. С чем это связано?

- Давайте начнем с того, что сегодня мы обеспечиваем работоспособность всего транспортного комплекса региона. Сейчас на территории области действует 851 муниципальный и 543 региональных автобусных маршрута. Разумеется, периодически возникают определённые проблемы, но мы стараемся решить их в рабочем режиме.

О каком-то массовом отказе перевозчиков от обслуживания маршрутов речь не идёт.

- Судя по имеющейся у нас информации, далеко не все маршруты являются рентабельными, и далеко не все перевозчики готовы нести убытки, обеспечивая население услугами по пассажирским перевозкам.

- Есть определённые проблемы, о которых мы должны говорить, и решением которых Минтранс занимается в настоящее время. Ряд маршрутов действительно можно охарактеризовать как нерентабельные, невыгодные для перевозчиков. Речь идёт в первую очередь о так называемых садовых маршрутах, которые характеризуются сезонностью и неустойчивым пассажиропотоком. Также нельзя назвать прибыльными и часть региональных маршрутов, обслуживающих сельские территории.

Что касается внутригородских пассажирских перевозок, то здесь в зоне риска порядка 30% муниципальных маршрутов.

- С чем связанна убыточность данных маршрутов?

- Причин несколько. Нужно отдавать себе отчёт в том, что первые сложности у перевозчиков начались в период введения ковидных ограничений. В 2020 году пассажиропоток резко упал - практически на 27%. Соответственно, упала и прибыль предприятий. В 2021 году наблюдался рост количества пассажиров, воспользовавшихся общественным транспортом, но выйти на показатели доковидного, 2019-го, года перевозчикам так и не удалось. В текущем году ситуация усугубилась резким ростом цен на запчасти и комплектующие. Стоит также учесть и существенное подорожание банковских кредитных продуктов. Если мы говорим о лизинге, то нужно понимать, что стоимость данного продукта уже перешагнула отметку в 20%. В совокупности все эти факторы очень серьезно ударили по доходной части автотранспортных предприятий, задействованных в перевозке пассажиров общественным транспортом. Если ранее некоторые маршруты имели минимальную рентабельность, то сегодня их можно охарактеризовать как однозначно убыточные.

- Что дальше? Стоит ли нам ждать существенного изменения маршрутной сети и ухода с рынка целого ряда перевозчиков?

- Изменения маршрутной сети неизбежны, они происходят постоянно, но происходят именно в контексте оптимизации, которая вызвана целым рядом факторов. Но оптимизация - это совсем не плохо, так как корректируя маршрутную сеть, мы учитываем в том числе и пожелания граждан, которые просят внести изменения в уже устоявшиеся маршруты, учитывающие развитие определенных территорий. Если говорить о закрытии некоторых направлений, то вопрос так не стоит. Губернатор Ростовской области Василий Голубев поставил перед нами задачу отслеживать не только факты невыхода перевозчиков на маршруты, но и факты необоснованного повышения цен за проезд.

Сегодня пассажирские перевозки в зоне особого контроля, поэтому любые предпосылки к ухудшению качества транспортного обслуживания населения тут же вызывают оперативную реакцию как у представителей Минтранса, так и у руководства региона в целом.

- То есть, речь о резком сокращении маршрутов общественного транспорта не идёт в принципе? Тогда поясните, как правительство собирается решать вопросы с убыточностью целого ряда направлений? Перевозчики однозначно нацелены на извлечение прибыли и вряд ли готовы жертвовать своей доходной частью.

- За последние месяцы была проделана определённая работа, которая позволяет нам сделать выводы о рентабельности практически всех маршрутов общественного транспорта, сформированных на территории региона. Разумеется, мы понимаем, что коммерческие предприятия не готовы, и, более того, не должны нести убытки, оказывая населению услуги по перевозке общественным транспортом. Мы уже проработали комплекс мер, который в ближайшее время будет согласован с руководством региона. Наша задача заключается в том, чтобы не только поддержать транспортные предприятия, но и обеспечить всех граждан доступным и качественным транспортным обслуживанием.

- Выходит, жители отдалённых насёленных пунктов, транспортное сообщение с которым считается нерентабельным, как садоводы и дачники не будут лишены возможности пользоваться общественным транспортом?

- Прорабатываемые в настоящее время меры поддержки транспортных предприятий будут направлены в первую очередь на то, чтобы исключить убыточность оказываемых услуг. Наша задача сделать так, чтобы организации, оказывающие услуги по транспортному обслуживанию населения, не учитывали пассажиропоток как основной фактор, определяющий целесообразность работы на том или ином маршруте.

В свете решения задачи по бесперебойному и качественному транспортному обслуживанию населения для нас не имеет значения, сколько человек проживает в том или ином населенном пункте, и какова себестоимость пассажирских перевозок.

Мы не можем лишить людей минимальных благ, исходя только из экономических показателей.

Социальная сфера редко бывает прибыльной, но мы же не лишаем наших сограждан медицинского обслуживания или бесплатного образования, исходя лишь из понимания того, что это дает серьёзную нагрузку на бюджет? Тогда почему мы должны лишать людей транспортного обслуживания лишь потому, что это не рентабельно? Это исключительно наши проблемы и в тех случаях, в которых мы не может оптимизировать маршрут, сделав его рентабельным за счет слияния с безубыточными направлениями, нужно принимать меры экономической поддержки, которые позволят предприятиям не задумываться о плотности пассажиропотока.

- Если я правильно понимаю, то, инициируя меры экономической поддержки транспортных предприятий, вы решаете сразу две задачи – сохраняете маршрутную сеть и не допускаете резкого роста цен на проезд в общественном транспорте?

- Разумеется. Повышение стоимости проезда – самый лёгкий способ увеличения рентабельности оказываемых услуг. Но если пойти на поводу у ситуации и отпустить процесс формирования стоимости за проезд в общественном транспорте в свободное плавание, то, поверьте, очень скоро проезд в автобусах перестанет быть доступным для некоторых категорий граждан. Поэтому мы и ищем паритеты, разрабатывая именно такие меры поддержки, которые устроят перевозчиков и при этом сохранят доступность общественного транспорта для населения.

 

#Минтранс РО #Владимир Окунев #общественный транспорт
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"