14:20, 9 июня 2021 г.

Ученые ЮФУ выяснили, как образуются стволовые клетки у рыб

Ученые ЮФУ провели исследование особенностей образование стволовых клеток рыб. Его результаты в будущем могут помочь искусственно получать клетки крови для человека.

Стволовые клетки при развитии зародыша рыб образуются прямо из стенок аорты – для этого требуется механическое воздействие на нее со стороны тканей организма. Сжатие аорты в месте, где от нее отделяется будущая стволовая клетка, приводит к изменению её цилиндрической формы и одновременно служит некоторым сигналом для клеток, которые постепенно перемещаются в нижнюю часть аорты, а затем и вовсе покидают её.

Стволовые клетки могут стать ключом к лечению таких заболеваний как рак, сахарный диабет, болезнь Паркинсона, сердечная недостаточность, но для этого их необходимо синтезировать искусственно. Исследование ростовских ученых сделало большой шаг к созданию клеток крови из эпителия.

«Действительно, при развитии эмбриона структура стенок аорты, из которой выделяются стволовые клетки, подвергается механическим воздействиям, влияющим на клеточные свойства и процессы – миграцию клеток, их форму и полярность. Мы традиционно занимаемся исследованиями физических процессов в биологических системах. Как стало известно сравнительно недавно, механические напряжения важны не только в исследуемом процессе. Они могут влиять на экспрессию генов, процессы развития воспаления и рака», – рассказал соавтор работы, профессор кафедры «Нанотехнология» Физического факультета ЮФУ Сергей Рошаль.

Научное исследование проводилось при поддержке гранта Российского научного фонда и было опубликовано в журнале Scientific Reports. Первым автором работы стал сотрудник Молодежной научной лаборатории «Структура и динамика индивидуальных наносистем» кафедры «Нанотехнология» Физического факультета ЮФУ Дмитрий Чалин. В исследовании также принимали участие ученые из ДГТУ и университета Монпелье во Франции.

#стволовые клетки рыб #ученые ЮФУ