• Главная
  • Ростов послевоенный: возрождение института инженеров железнодорожного транспорта
15:08, 23 апреля
Надежный источник

Ростов послевоенный: возрождение института инженеров железнодорожного транспорта

Ростов послевоенный: возрождение института инженеров железнодорожного транспорта / фото: А. Харченко

Ростов послевоенный: возрождение института инженеров железнодорожного транспорта / фото: А. Харченко

22 апреля 1943 года в ростовской газете «Молот» было напечатано такое объявление: «Ростовский на Дону институт инженеров жел.-дор. транспорта, работающий временно в г. Тбилиси и имеющий филиал в г. Орджоникидзе, объявляет регистрацию бывших студентов института всех курсов. Регистрация производится ежедневно с 12 до 16 часов, в институте (Новый город)». Так начиналось возрождение одного из крупнейших ростовских вузов. В год 80-летия начала Великой Отечественной войны в рубрике «Ростов послевоенный» мы решили оттолкнуться от этого небольшого текста, опубликованного 78 лет назад.

…А началось все 30 мая 1929 года, когда Коллегия Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) СССР приняла решение об организации в Ростове-на-Дону «Механического института транспорта». В этом решении, в частности, было указано: «Размер потребных кредитов на постройку зданий, общежитий и на оборудование определить ориентировочно в 4200000 рублей...». 3 июля того же года вышло постановление Совета народных комиссаров СССР «О мероприятиях по обеспечению народного хозяйства кадрами инженеров», утверждающее список новых учебных заведений, куда вошел и институт транспорта в Ростове-на-Дону. Еще через 9 дней этот институт, на основании решения Коллегии НКПС СССР, был переименован в Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС).

Для строительства корпусов института был выделен обширный земельный участок, территория которого до революции являлась частью городского выгона города Нахичевани-на-Дону. На основании постановления комиссии ВЦИК от 30 декабря 1928 года, города Нахичевань-на-Дону и Ростов-на-Дону были объединены. Вскоре после этого бывший нахичеванский выгон разбили на кварталы.

Возник новый район города, который с конца 1920-х годов назывался «поселок Новый город».

Этот топоним употреблялся и в годы войны, о чем свидетельствует объявление, помещенное в начале этого очерка.

«Строительные работы начались в 1929 г. По проекту комплекс состоял из трех основных корпусов, экспериментального завода и подстанций. В 1931 г. был построен механический факультет, затем теплотехнический». И лишь затем началось возведение главного корпуса, строительство которого завершилось в 1932 году. Проект главного корпуса нового института был разработан гражданским инженером В.Н. Наумочевым – автором проекта одного из крупнейших довоенных жилых зданий, построенного на улице Красноармейской (между проспектами Ворошиловским и Соколова) и получившего название «Дом-гигант № 1».

Изначально главный корпус института выглядел так.

Главный корпус, фото из архива А. Харченко

Главный корпус, фото из архива А. Харченко

Набор студентов на первый курс был организован по трем специальностям: железнодорожной, водной и автодорожной. В РИИПС были переведены студенты железнодорожного отделения механического факультета Донского политехнического института, которых зачисляли на старшие курсы.

В начале 1930-х годов была проведена реорганизация РИИПСа, после чего институт стал осуществлять подготовку только по специальностям, связанным с работой железнодорожного транспорта. В конце 1930 года водный факультет был переведен в Одессу – в институт водного транспорта. Специалистов по автотранспорту перевели в Ростовский автотранспортный техникум. В результате, к январю 1933 года в РИИПСе окончательно оформились два направления: механическое и теплотехническое. В связи с этим 29 декабря 1934 года институт получил новое название – Ростовский-на-Дону механический железнодорожный институт инженеров транспорта.

А с 1936 года он стал именоваться Ростовским-на-Дону институтом инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ).

После начала Великой Отечественной войны РИИЖТ был эвакуирован в Тбилиси. Люди и оборудование были спасены, а вот здания… Некоторые корпуса института уцелели, но главному не удалось избежать печальной участи. От него остались лишь несущие стены, что и запечатлели кадры кинохроники, вошедшие в документальный фильм «Я Ростов».

Кадр из фильма "Я Ростов"

Кадр из фильма "Я Ростов"

То, что осталось от главного корпуса РИИЖТа, не стали демонтировать, а решили провести восстановление здания с использованием сохранившихся конструкций. Помощь вновь пришла из столицы Грузии: проект реконструкции здания разработали архитекторы проектно-изыскательской конторы «Кавтранспроект» (с 1951 года – институт «Кавгипротранс»). Согласно первоначальному проекту, восстановленное здание должно было приобрести такой вид.

Проект здания

Проект здания

Первоначальный проект был значительно упрощен в связи с необходимостью удешевления строительных работ. Однако основное направление реконструкции не изменилось – новое архитектурное решение в стиле советского неоклассицизма на прежней – конструктивистской – основе. Над угловым дугообразным ризалитом появилась декоративная башенка, на фасадах небольшие портики с фронтонами, завершенные акротериями.

Изменилась и стилистика фасадов, а интерьеры помещений получили характерное для советского неоклассицизма ордерное оформление.

возрожденное здание вуза

возрожденное здание вуза

Так, в результате ликвидации последствий ущерба, нанесенного войной, наш город украсило одно из самых оригинальных по архитектурному облику зданий. А славный вуз, размещающийся в его стенах, продолжает действовать. Как свидетельствует объявление в начале очерка, набор студентов в РИИЖТ возобновился уже в конце апреля 1943 года.

А на следующий год из Тбилиси в Ростов-на-Дону перевели всех студентов и преподавателей.

Долгие годы они занимались в зданиях, уцелевших во время войны. Восстановление главного корпуса института завершилось в конце 1958 года. Помимо учебных аудиторий, в нем разместились «актовый зал на 750 мест, читальный зал, библиотека и комната отдыха для студентов». В 1985 году с севера и северо-востока к главному корпусу были пристроены новые корпуса.

В июне 1993 года были изданы приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и указание Министерства путей сообщения Российской Федерации, на основании которых РИИЖТ был преобразован в Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС). Это название вуз носит и поныне.

Александр Харченко специально для 1Rnd.ru

#Ростов послевоенный #РИИЖТ #РГУПС #возрождение института
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Объявления
live comments feed...