15:04, 10 июля 2020 г.

Эксперт дня: бизнес ещё не оценил свои потери из-за кризиса

Фото:

Снятие значительной части ограничений по коронавирусу в Ростовской области позволило представителям бизнеса вернуться к своей работе. Но до восстановления экономики еще далеко. По словам независимого эксперта в сфере экономики и финансов Ирины Тыртышной, предприниматели стараются «вырулить» из сегодняшней ситуации, но они не имеют четкого понимая, что будет с их бизнесом в ближайшей перспективе.

— С какими проблемами обращаются к вам клиенты сейчас?

— На сегодняшний день основная проблема, с которой обращаются клиенты, — это перестройка бизнеса. Кризис задал совершенно новые векторы развития. У людей очень высокий запрос на оценку текущего состояния и эффективности. Предприниматели ищут новые пути развития, новые рынки, новые возможности. Пытаются рассмотреть, какие конкуренты «отвалились», какую нишу можно занять.

— Что сейчас представители МСП Ростовской области ходят изменить в своем бизнесе прежде всего?

— Однозначно произошел пересмотр сферы услуг — рестораны, кафе, продажи товаров не первоочередного спроса. Все отдают отчёт, что платежеспособность населения будет и дальше снижаться. Так, например, после открытия общепита будет бум, но потом люди не смогут ходить в рестораны так, как это они делали раньше. Падение доходов. Дополнительное потребление будет очень сильно схлопываться.

Достаточно сложная ситуация и у производственных компаний. Вроде потребности в собственном производстве сейчас выросли: закрылись границы, разрушились старые цепочки, увеличился курс евро и доллара, то есть, любой импорт стал дороже. Но, с другой стороны, у производства более длительный цикл оборота, им всегда нужно больше денег. Люди приходят с инвестпроектами и с потребностями просчёта запуска нового бизнеса. Период выживания, когда представители МСП только оптимизировали затраты, заканчивается. Люди посмотрели на текущую ситуацию и думают о будущем. Очень большой пересмотр и запрос на поиск новых направлений бизнеса и перестройка внутренних процессов.

— Можно ли сказать, что и экономика начинает возвращаться в прежнее русло? Насколько вообще пессимистичные прогнозы аналитиков сбылись?

— Я думаю, об этом говорить рано. Мы только сейчас начинаем осознавать ту ситуацию, в которую все мы попали. Последствия произошедшего мы будем осознавать достаточно долго, велика сила инерции. Эти месяцы многие компании как-то пересидели, оптимизировали затраты, но они пока не оценили, смогут ли они вырулить в будущем. Только спустя какое-то время мы начнём понимать, в какой реальности мы все оказались.

— Эффективный бизнес в современных реалиях — какой он? Что нужно делать руководителям, чтобы быть не просто на плаву, а получать еще плюсы от сложившейся ситуации?

— Критерии эффективного бизнеса — это качественное привлечение и использование всех видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых и технологических. Пример из производства: мы можем производить из n-го количества металла определенное количество деталей, но без большого количества отходов.

Зоны неэффективности — простои, лишние процессы, неиспользованные возможности и неверная оценка рынка. Динамичность, способность к переменам и эффективное использование ресурсов – норма и правило успешного бизнеса.

Предприниматели Ростовской области — это восприимчивые и шустрые люди. Они всегда держат нос по ветру, они идут в новые ниши, но редко рассчитывают перспективы. «А давайте прыгнем туда, а там разберемся, что дальше» — таков лейтмотив их решений. Интуитивное, эмоциональное приятие решение — это характеристика нашего бизнеса. Но реалии бизнеса таковы, что интуитивный подход даёт слишком много погрешностей, он не всегда эффективен в ситуации с ограниченным количеством ресурсов.

Вот посмотрите, как быстро в регионе развернулась доставка. Появилось огромное количество онлайн-ресурсов для быстрой коммуникации с покупателями и поставщиками. В этом смысле это очень положительный пример. Не стоит забывать и еще об одном факторе — бизнес попал в это кризис в уже не очень хорошем состоянии. На самом деле, многие компании не отошли от последствий кризиса 2014 года. Уже где-то с октября прошлого года я наблюдала в компаниях спад. Но были и есть положительные примеры оперативной перестройки, быстрого заполнения высвобождающихся ниш.

— Сейчас компании делят на пострадавших и не пострадавших. А все ли не пострадавшие компании выходят из самоизоляции без потерь?

— Все мы связаны и все мы пострадали. И ОКВЭД здесь не является решающим. Говорить о масштабной поддержке малого и среднего бизнеса тоже не приходится. Конечно, хороший был шаг по поводу грантов и субсидий в размере МРОТ на сотрудника. Но вот пример. Ресторанный бизнес — пострадавшая отрасль, но мы все знаем, что зачастую в компаниях общепита не все сотрудники официально оформлены, и они явно не получают белую зарплату. Рассчитывать на господдержку они могут только в рамках своей официальной отчетности, то есть, они сами лишили себя возможности получить меры поддержки.

Критерий для компаний — задолженность по налогам не должна превышать 3 тыс. рублей. Малейший сбой в отчетности и компания выпадает из системы поддержки.

Или приостановка налоговых проверок до 1 июля. Я много общаюсь с собственниками различных компаний и вижу, что в период самоизоляции налоговые органы не прекращали подготовку предпроверочного анализа — встречные проверки, контроль деятельности организаций. Мы можем ожидать, что после окончательного выхода из режима самоизоляции  государство будет предъявлять претензии бизнесу о недоимках и дополнительных налоговых взысканиях для пополнения бюджета.

— Не привела ли самоизоляция к тому, что микро- и малый бизнес останется в теневом секторе экономики? Будет ли понятие «работать под чёрным флагом» актуально для ростовского бизнеса в ближайшей перспективе?

— Возможности микро- и малого бизнеса сегодня работать под «чёрным флагом» сокращаются не просто существенно, а катастрофически. Контролирующие органы достаточно серьёзно подошли к вопросу контроля бизнеса на любом этапе его деятельности. Для обеспечения этого контроля используются не только возможности госорганов, но и мониторинг банков по проведению подозрительных операций на счетах, другие способы получения информации.

Простой пример: только в апреле налоговые органы РФ на обновление своих серверов по АСК НДС потратили около 6 млрд рублей. Технологический контроль только увеличивается. Государство задаёт вполне понятный вектор взаимодействия между контролирующими органами и частным бизнесом: темных пятен там не останется. Нормативы налоговой нагрузки позволяют чётко выявлять компании, которые не совсем корректно предоставляют свою налоговую отчётность.

Есть масса методов диагностики, которые не дадут бизнесу работать под черным флагом. Хорошо или плохо — это другой вопрос. Мы не возвращаемся в 90-е годы, государство четко обозначило свою позицию: налоги платить нужно и для этого есть все необходимые инструменты

#Бизнес #кризис #налоги #экономика #теневой бизнес #МСП #выход из самоизоляции
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"