«Судьба у парка Горького завидная – незавидное состояние» - Сергей Гайдук о парках, городской среде и памятниках архитектуры Ростова

Видеомонтаж: Евгений Смирнов
Видеомонтаж: Евгений Смирнов

Почему у парка имени М. Горького сегодня незавидное состояние, допустим ли в парках прокат лошадей, что делать с граффити и прочим уличным искусством – эти наболевшие вопросы мы обсудили с Сергеем Гайдуком, соучредителем общества содействия формированию комфортной городской среды «Платан». А от насущных вопросов нас тем временем отвлекал запах чудесной «апельсиновой курицы» от Олега Антименко.

Олег Антименко: Привет, как обычно! Сегодня у нас в гостях очень интересный и активный горожанин и человек Сергей Гайдук. Но давайте сразу перейдем к делу.

Светлана Лещева: Так, дай тогда мне его нормально представить, я целый пост из facebook переписала себе. Итак… «Сергей Гайдук – интересный и очень разноплановый человек. Кажется, душа у него болит за все: и за деток с ограниченными возможностями, и за развитие детского конного спорта и за комфортную городскую среду. Масса общественных инициатив и проектов, премия «Общественное признание», чемпион области по гольфу, успешный предприниматель, общественный деятель и меценат. С прошедшим днем рождения!»

Олег Антименко: Это приветствие как раз заменит блиц-опрос. Хотя один вопрос я все же задам: Сергей, вы умеете готовить?

«Судьба у парка Горького завидная – незавидное состояние» - Сергей Гайдук о парках, городской среде и памятниках архитектуры Ростова, фото-1

Сергей Гайдук: Я готовить не умею и предпочитаю простые, но практичные блюда. Очень люблю картошку на сливочном масле. Ну иногда еще могу приготовить спагетти-болоньезе или карбонару.

Светлана: Ого! И вы говорите, что не умеете готовить!

Сергей: Нет, ну на фоне моей жены умею, наверное. 15 лет назад я попросил ее приготовить мне глазунью. Одно яйцо она просто разбила, а другое упало в сковородку. После этого я сказал: «Все, заканчиваем». Сегодня у нас на кухне стоит электрическая печь на две конфорки, которая ни разу не использовалась, и микроволновка, которую мы используем раз-два в неделю.

Олег: Чудесно. Ну раз с готовкой у вас в семье не все так радужно, то берите апельсин, будете счищать цедру для курицы. А по ходу расскажите нам, что такое «Платан» и зачем он нужен?

Сергей: Платан – это дерево, которое мы очень любим и знаем с детства. Поскольку я родился в Краснодаре, мы с мамой часто ходили в парки и наблюдали разные деревья. И одно дерево вызывало у меня большой интерес. Это дерево, у которого отсутствовала кора. А мама мне объяснила, что это платан, это дерево из южных стран, присутствующее в основном в субтропическом климате. Между тем, Краснодар, наверное, был комфортным для этого дерева и эти платаны очень хорошо приживались и очень красиво выглядели.

Олег: В отличие от улицы Большой Садовой в Ростове, где они не прижились и умерли.

Светлана: Вы же посадили в Ростове свою аллею платанов?

Сергей: Ну, если аллея называется «Два платана», то да. Мы планируем посадить больше.

«Судьба у парка Горького завидная – незавидное состояние» - Сергей Гайдук о парках, городской среде и памятниках архитектуры Ростова, фото-2

Хорошо ли там, где мы?

Светлана: Я хочу поговорить о содействии формированию комфортной среды. Это такая фраза, которая за последние три года приобрела особый смысл в Ростове.

Сергей: Мир меняется. Дело в том, что он настолько динамично развивается как в количественном, так и в качественном виде, что это не удивительно. И он развивается сегодня благодаря тому, что есть определенные вещи, которые изменили этот мир относительно предыдущих десятилетий, столетий просто кардинально, исходя из двух составляющих. Первая составляющая – это телефоны, которыми мы пользуемся. В них можно получить любую информацию, касающуюся любого направления.

И вторая – это транспортная составляющая. Сегодня можно в любой момент переместиться в любое место без всяких проблем. Было бы желание. И вот эта составляющая, которая фактически появилась в последние десять лет, особенно с наличием коммуникаторов, она, конечно, революционно изменяет и действия, которые люди производят. Это все меняет сознание людей. Поскольку есть транспорт и коммуникации, как только человек узнает, что где-то лучше, он просто возьмет и поменяет место, где он находится. Поэтому, если мы не будем заниматься той средой, где нам хорошо, то завтра и нас здесь не будет. Зачем же нам здесь жить, если нам тут плохо?

Светлана: Слушайте, а городские власти об этом знают, вы им говорили?

Сергей: Конечно.

Светлана: За создание комфортной среды, по идее, отвечают именно они. Сегодня очень многие люди, сами горожане, готовы брать на себя часть ответственности. Есть «Платан», который ратует за комфортную городскую среду. Каким образом вообще взаимодействие выстраивается?

«Судьба у парка Горького завидная – незавидное состояние» - Сергей Гайдук о парках, городской среде и памятниках архитектуры Ростова, фото-3

Сергей: Все очень просто: мы все должны быть более открыты. Более открыты в своих действиях, и в своих желаниях. Желания – это то, что мы формируем в виде законов, постановлений, а действия – это их исполнение. И чем эффективней мы будем формировать наши желания, и чем эффективней будем действовать, тем будет нам всем удобней и комфортней.

Мы с вами понимаем, что чем больше у нас желаний внутри сделать лучше и чем больше людей хотят это сделать, тем больше вероятности, что это произойдет.

Рай на земле или по-настоящему хороший парк

Светлана: Вы обсуждали недавно судьбу парка Горького с Александром Толокониковым. Судьба парка незавидная пока, на мой взгляд. Что собираетесь делать? Какие мысли? И есть ли какой-то образец, эталон парка?

Сергей: Я бы сказал, что судьба у парка Горького завидная – незавидное состояние, в котором парк находится сегодня. Но я уверен, что сегодня много людей, которые хотели бы изменить положение дел. И оно изменится, я вас уверяю.

Светлана: И Левобережного тоже?

Сергей: Конечно. Все будет хорошо.

Светлана: Слушайте, я не понимаю, как все вдруг будет хорошо.

Сергей: Все будет хорошо, потому что это надо людям.

Олег: И что, с каких пор у нас делают то, что надо людям?

Сергей: Ну подождите…

Олег: Да я уже 40 лет жду и все еще никак не дождался.

Сергей: Мы, наверное, по-разному смотрим на этот мир. А я вот дождался: я живу в городе, в котором мне хорошо, который я действительно люблю. При этом я критично смотрю на этот город: да, проблемы есть. Но, слушайте, если б не было проблем, нам бы было не так интересно. Не было бы поводов приходить на эту программу и тереть цедру апельсина.

«Судьба у парка Горького завидная – незавидное состояние» - Сергей Гайдук о парках, городской среде и памятниках архитектуры Ростова, фото-4

Светлана: Я вас умоляю, повод мы всегда найдем. А что насчет эталона парка?

Сергей (не переставая тереть цедру): Каждый парк имеет свое лицо, как и человек. Бывают большие территории, бывают маленькие, бывают в центре города, бывают нет. Но самое главное – парк должен ассоциироваться с садом.

Светлана: А это какой, например?

Сергей: Парк-сад? Я думаю, что парк Горького изначально создавался как пар-сад. Еще есть у меня аналогия из детства: парк Горького в городе Краснодаре. Этот парк достаточно плоский относительно нашего парка: он без балок. Но там было уникальное сооружение, которое называлось «пруд». И в этом пруду плавали лодочки. И вот когда меня приняли в пионеры, вместе с моими друзьями мы накупили себе эскимо и пошли в парк кататься на лодочках. И для меня с тех пор состояние моей души в том парке – это и есть идеал. Для меня это близко к осознанию рая.

Олег: В общем, надо в каждом парке вырыть по пруду и будет классно.

Сергей: Что вы, конечно нет! Каждый парк должен быть особенным. Он и будет особенным. Самое главное, комфортным для тех людей, которые хотят приобщиться к природе, которые хотят жить в здоровом обществе и быть здоровыми. Парк должен быть для отдыха. Он должен быть садом. Он должен быть для любования, для встреч, для возлюбленных, для детей, для стариков.

Светлана: Давайте поговорим о памятниках культурного наследия – что с ними делать? Как здесь выдержать грань комфортной среды?

Сергей: Вы знаете, надо быть реалистами и понимать, что есть те здания и сооружения, которые принадлежат собственникам, которые могут действительно что-то сделать, а есть многоквартирные дома, в которых живут бабушки и дедушки, которые ничего сделать с этим не могут. У них нет для этого денег, у них нет для этого сознания, у них нет для этого желания?

Поэтому это процесс долгий, это процесс сложный, но я за то, чтобы сохранять исторический облик центра города, но сохранять его с разумным решением тех вопросов, которых требует сегодняшнее время. Сегодня мир не стоит на месте. И мы не можем жить только старым кирпичом, старыми зданиями, мы должны постоянно двигаться вперед. Вопрос в том, чтобы не нарушить эту среду мы должны в ней жить, участвовать и постоянно получать обратную связь.

О конях и низких бортиках

Светлана: Давайте поговорим вообще о конном спорте. Как вы там оказались?

Сергей: Благодаря моей жене. Она этим занимается и содержит наших лошадей, которых сегодня четыре.

Светлана: А вы помните свою первую встречу с лошадками?

Олег: С лошадками или с женой?

Светлана: С лошадками!

Сергей: Это было 18 лет назад. Дядя мой был сотрудником конюшни. Он посадил меня на лошадь и сказал: «Катайся. Она сама придет в конюшню, как захочет». И вот я на ней катался-катался…

Олег: А она все не приходила и не приходила…

Сергей: Так вот апофеозом этого всего стало то, что ей надоело и она поскакала в конюшню, а там был низкий бортик. Ну лошадь особенно не заморачивалась обо мне, так что прискакала в конюшню она уже без меня, потому что я стукнулся о балку на скаку и вывалился из седла.

Светлана: Слушайте, ну раз у вас такие долгие и непростые взаимоотношения с лошадьми, скажите: как вы смотрите на парковых лошадок, которых выгуливают в качестве аттракционов?

Сергей: Я к этому отношусь абсолютно нормально, и хорошо даже. Я считаю, что это должно быть, если соблюдены условия пребывания этих лошадок в парке.

Олег: Ну, надеюсь, после той истории вы все-таки любите лошадей...

Абстрактная живопись коммунальщиков

Светлана: Я знаю, что вы один из основателей художественной галереи в Ростове и в целом любите и поддерживаете искусство. Скажите, а вот что насчет стрит-арта? Как вы к нему относитесь?

Сергей: Великолепно отношусь к стрит-арту и я считаю, что наша жизнь должна быть ярче. Люди, которые живут в нашем городе должны иметь возможность и реализовывать себя в нашем городе. А может, даже те, кто не живет в нашем городе.

Светлана: Скандал у нас был на Пушкинской. Когда художники нарисовали, а коммунальщики решили, что это вандалы. А люди решили, что это все-таки красиво.

Олег: А коммунальщики – это кто? Не люди? Звери? Я как человек, работавший в управляющей компании, сейчас на грани.

Светлана: Подождите, как тогда создавать комфортную городскую среду? Всегда будут те, кто будет считать, что это вандалы.

Сергей: Вы знаете, есть в философии такое понятие, как единство противоположностей.

Олег: И борьба, я бы сказал, что это борьба.

Сергей: И от этого никуда не уйти. Чем более яркие будут мнения, тем более нам будет интересней.

Светлана: Законодательно можно как-то защитить уличное искусство? И нужно ли это?

Сергей: Искусство вообще нужно защищать. Потому что оно без защиты не выживет.

Светлана: Ну вот и как можно было бы решить ситуацию по-вашему?

Сергей: Она же как-то решилась на Пушкинской.

Светлана: Да как решилась… Пришли коммунальщики и зарисовали все белым.

Сергей: Ну и получилась новая инсталляция, откуда нам знать, может за коммунальщиками стоит лицо, разбирающееся в абстрактной живописи.

«Судьба у парка Горького завидная – незавидное состояние» - Сергей Гайдук о парках, городской среде и памятниках архитектуры Ростова, фото-5

Какую Грету вы слушаете?

Светлана: Последние недели весь мир говорит о Грете Турнберг. Вот на ваш взгляд, нужно таким образом привлекать внимание к насущным проблемам? Или есть какой-то другой путь?

Сергей: Вы будете удивлены, но я понятия не имею, о чем вы. Меня это не затрагивает. Мое сознание иногда спасает меня от вещей, которые мне не нужны. Я какое-то отношение к этой Грете имею? Нет, не имею. Она каким-то образом сейчас может изменить то, что меня волнует?

Нет, не может. Я знаю, что есть хорошая музыкальная группа Greta van fleet, вот это мне нравится, вот это стоит послушать.

А тем временем цедра натерта и блюдо наконец-то готово. Мы приступаем к дегустации.

Сергей: Потрясающе, вы знаете, я думаю блюдо сделала незабываемым именно та цедра апельсина, которую кто-то всю программу тут тер.

Олег: Да, говорят, это был хороший человек.

Светлана: А с вами была «Своя кухня». Не падайте с лошадей, кушайте цедру и слушайте Greta van fleet. Удачи!

Олег: До скорого!

Сергей: До свидания!

«Судьба у парка Горького завидная – незавидное состояние» - Сергей Гайдук о парках, городской среде и памятниках архитектуры Ростова, фото-6

Насладиться «Курицой в апельсиновой цедре» можете и вы! Конечно, без Сергея цедра получится не такой вкусной , но попробовать стоит. Итак, рецепт: 700–800 г филе куриных бедрышек, длиннозерный рис, крупное яйцо, 1/3 стакана кукурузного крахмала, 3 ст. л. соевого соуса, 1 ч. л. темного кунжутного масла, растительное масло для фритюра, соль, перец. Для соуса: 3 больших сочных апельсина, 4 зубчика чеснока, 3 см свежего корня имбиря, 3–4 ст. л. соевого соуса, 2 ст. л. коричневого сахара, 100 мл белого сухого или полусухого вина, 70 мл рисового или яблочного уксуса, 2 ст. л. кукурузного крахмала.

Нарезать курицу порционными кусочками. Посолить, поперчить, оставить на 15 минут. Смешать слегка взбитое с соевым соусом и кунжутным маслом яйцо с крахмалом. Разогреть масло для фритюра. Окунать кусочки курицы в кляр, давать стечь лишнему и выкладывать курицу в горячее масло. Жарить, до золотисто-коричневой корочки со всех сторон. Готовые куски выкладывать в стоящее на бумажных полотенцах сито.

Для соуса вымыть апельсины, обсушить, мелкой теркой снять цедру (только желтый слой!), выжать сок. Смешать сок и цедру с вином, соевым соусом и уксусом. Очистить и мелко порубить имбирь и чеснок. В сотейнике нагреть 1 ст. л. масла, положите имбирь и чеснок, обжарить на среднем огне, 30 сек. Влить апельсиновую смесь, всыпать сахар, довести до кипения. Смешать крахмал с 4 ст. л. холодной воды, влить в кипящий соус, постоянно помешивая. Варить, не переставая помешивать, 1 мин. Положить курицу в соус, перемешать, готовить 1 мин. Снять с огня и дать постоять 3–4 мин.

Благодарим за помощь в оказании съемок Кулинарную студию CREAM (адрес: 1я- Майская, 20/7).

Сергей Гайдук "Своя кухня" парк Горького парки Ростова городская среда Ростова "Платан"
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
12 очень хорошо
(2 оценки)
Высокие оценки пользователей за Стиль изложения
1 человек рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Присоединяйтесь к нашим каналам! Yandex Zen
Комментарии