Фото + Видео
12:15, 29 июня 2019 г.

Мозаику с будущим Ростова открыли в подземном переходе на Московской

Фото + Видео
Фото:

Уникальное мозаичное панно теперь могут увидеть ростовчане и гости города. После демонтажа ларьков в переходе на Буденновском/Московской открылась панорама Ростова из будущего. Каким должен был стать город в двухтысячные по генплану 1971 года, оценил 1rnd.ru.

Портал подземного перехода на Буденновском/Московской со стороны таможенной академии поначалу поражает пустотой. Совсем недавно половину прохода загораживали ларьки с бельем, кружками и прочим нехитрым товаром. Теперь вместо ларьков - популярная фотозона.

Большинство прохожих подолгу задерживаются возле огромного, во всю стену, мозаичного панно с видом на правый берег Дона. Рассматривают и фотографируют рисунок, который никто не видел два десятка лет. Вот компания молодежи изучает мозаику:

- Это Парамоны такие целые?

- А это что за лестница? Её сейчас нет. И этого круглого дома.

- Блин, какой город был!...

Но таким, как на этом панно, Ростов никогда не был. Лестница, о которой говорят ростовчане,  так и не появилась. Как и многие другие здания, которые парни сочли разрушенными.

Ведь на мозаике - вид города после реализации генплана 1971 года. Таким Ростов должен был стать к 2001-му.

Вообще этот генплан до сих пор Ростову икается: именно в нём впервые появилось злополучное ростовское метро, которое перекочевало уже в следующий генплан, принятый в 2007 году, и имеет все шансы перейти по наследству в новый документ. Проект спуска к Дону и набережная в районе Театральной площади - тоже оттуда.

Немногое, что роднит Ростов несостоявшегося будущего с нынешним Ростовом - обилие высоток, которые доминируют на панораме правого берега. Но сравнение не добавляет плюсов нынешней градостроительной политике. Панорама 1971 года выглядит так, будто архитекторы пытались найти гармонию между потребностями города в жилье и его обликом.

Мозаика, долгое время закрытая ларьками, в целом выглядит на удивление хорошо. Конечно, есть уничтоженные при монтаже павильонов участки. Сильнее всего досталось карте Ростова по тому самому генплану - с неё сбиты целые куски. Отреставрировать мозаики планируется к концу 2020 года.

Демонтаж ларьков - это триумф группы ростовских активистов, которые после варварского ремонта подземного перехода на Ворошиловском/Большой Садовой добились сначала признания ценности мозаик и взятия панно под охрану государства, а теперь и возвращения объектов культурного наследия ростовчанам. Но на восстановление справедливости и законности ушло несколько лет.

Открытие двух стен (вместе с панорамой правого берега в переходе на Московской освободили панно с животными) - это первый шаг, ещё много картин остаются спрятанными. Власти не хотели демонтировать ларьки, объясняя это защитой предпринимателей, которые торговали в павильонах.

"Да, красиво. Да, все фотографируют. Но люди остались без работы", - сокрушается пожилая работница перехода, наблюдая за фотосессиями.

#мозаики в переходах #достопримечательности Ростова #мозаичные панно
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"