Театровед Лана Гарон: «Вишнёвый сад» - это вся наша жизнь»

На днях в Таганроге завершился Международный театральный фестиваль «На родине А. П. Чехова». На церемонии открытия фестиваля известный театральный критик Лана Гарон вспомнила один из первых театральных фестивалей в Таганроге и высоко оценила афишу фестиваля сегодняшнего.

Мы встретилась со Светланой Александровной на следующий же день после премьеры спектакля «Вишнёвый сад» Таганрогского театра имени А. П. Чехова в постановке режиссёра Зураба Нанобашвили. Этим спектаклем начинался фестиваль.

Разговор получился значительно глубже - об очевидной связи времен, о нашей жизни и поиске себя.И это не удивляет. Так происходит всегда, когда говоришь о Чехове.

- Светлана Александровна, если я не ошибаюсь, именно вы были инициатором приезда в Таганрог на один из первых фестивалей в далеком 1993 году театр а «Токио Энгеки Ансамбл» с их потрясающей «Чайкой»?

- Да, это так. Спектакль был поставлен замечательным японским режиссёром Цунетосси Хироватари, который просто обожал драматургию Чехова и «Чайку» ставил не однажды, всякий раз находя в пьесе новую глубину, новые темы и чувства. Для него и для японских артистов было счастьем сыграть свой спектакль в знаменитом чеховском театре. В техническом плане спектакль был слегка изменён, оказалось невозможным привезти оригинальную конструкцию, где текла вода и плавали серебряные грецкие орехи. Так символически выглядел главный мотив спектакля – безвозвратно уходящее Время.

- А название фестиваля «На родине А. П. Чехова» ведь тоже предложили вы?

- Мне кажется, это очень соответствует самому духу фестиваля в родном городе Антона Павловича.

- Нынешний фестиваль отличается от предыдущих?

- Я не каждый раз бываю на фестивале. В этом году, мне кажется, афиша составлена интересно и разнообразно.

- Вы отметили особый смысл в том, что фестиваль открывается именно «Вишнёвым садом» в режиссуре Зураба Нанобашвили и исполнении артистов Таганрогского драматического театра имени А. П. Чехова. Какими именно впечатлениями вы можете поделиться с нами после вчерашней премьеры?

- Конечно, впечатлениям неплохо бы отстояться, но определённо могу сказать, что это очень сильный и глубокий спектакль. Несомненная удача.

Он поставлен в традициях русского реалистического театра. Но он не старомодный, не вялый, не скучный, а современный.

Он про нас самих, про нашу жизнь. Как мы эгоистичны, инфантильны, как не слышим друг друга, как теряем самое дорогое, что у нас есть, как приходят новые хозяева жизни…

Вы заметили, как оригинален цветовой рисунок спектакля? Чеховских персонажей как-то принято одевать в белые или пастельные костюмы. Под стать цветению вишнёвого сада. Некий такой чеховский импрессионизм. Здесь, при первом же появлении героев, обращаешь внимание, что они в чёрном. Чёрное на светлом фоне. Так в спектакле возникает графичность. Скупая, сдержанная, как карандашный рисунок. Стиль - очень соответствующий чеховскому письму, лаконичному, строгому и даже жёсткому.

- А что вы можете сказать об актёрских работах?

- Зурабу Нанобашвили удалось создать крепкий актёрский ансамбль, где каждый персонаж на своём месте и несёт свою тему.

Агрессивный, резкий Лопахин, прагматичный, деловой. Нелепый Епиходов. Суматошливый, взмыленный, Симеонов-Пищик, с которым, кажется, вот-вот случится удар. О каждом герое можно говорить отдельно и подробно, называя буквально всех.

Трогательные, беспомощные и эгоистичные Раневская и Гаев, как бы оставшиеся в своём далёком детстве. Замечательна мизансцена, когда они сидят на авансцене, прямо перед зрителями, – крупный план! В руках у неё – кукла, возле него - деревянная лошадка. Звучат прощальные слова. Глаза полны слёз.

Наконец, Фирс, громко шаркающий по полу старыми ботинками, никому не нужный старик. Через его выразительный образ проходит главная тема всего спектакля – люди говорят «своё», друг друга не слушают, не слышат, отвечают невпопад.

- Вы говорили о теме постаревших детей…

- Да, тема инфантильности и эгоизма. В пьесе все заняты собой, все говорят только о себе. Люди не слушают друг друга. И старый Фирс как бы умножает это всеобщее «неслышание».

- А Лопахин, тот, который «всё купил»? Он, действительно, терзается душевными мучениями?

- Да ничем он не терзается.

Лопахин в трактовке Нанобашвили - это человек, чётко знающий, что делает в тот или иной момент, и имеющий перед собой цель - купить самый красивый сад в мире. В этом отношении очень удачен выбор актёра на роль: он молодой, сильный, вытянутый, как струна, весь - цель и движение без сомнений.

Точно такая же и Варя, но на надрыве, с несбывшимися надеждами, очень сильная. Эдакая будущая Васса Железнова.

- После спектакля многие зрители размышляли о неожиданном образе вьетнамца. Это какой-то символ?

- Прохожий - одна из самых загадочных фигур в чеховской драматургии. Прохожий, который появляется, спрашивает дорогу, просит денежек и уходит. В чеховедении существует множество трактовок этого образа. То же и с режиссёрами.

Нанобашвили дал очень оригинальную трактовку Прохожего. Он вывел восточного человека, азиата в круглой остроконечной шляпе, улыбчивого и добродушного. Но, возможно, именно такой восточный человек и поглотит Европу, мигрируя на Запад. Возможно, режиссёр сделал это по наитию, но получилось очень остро и актуально.

- Светлана Александровна, сейчас все говорят о кризисе театра. Это действительно так? Почему режиссеры так часто обращаются к классике?

- Отчасти это так. Кризис – не ругательное слово. Это – момент переходного состояния, перелом. Современная драматургия, возможно, не вполне соответствует драматизму нашей жизни. Режиссёры находят этот драматизм в классике. На то она и классика: в ней есть всё!

«Вишневый сад» рассказывает нам о нас самих, о том, что нам близко, что болит, что происходит здесь и сейчас.

Про отказ от того, что тебе дорого, про неумение это защитить и сохранить, про приход нового хозяина, про болезненные изменения жизненных приоритетов.

Именно поэтому мы снова и снова возвращаемся к «Вишневому саду», чтобы найти ответы на самые главные, на вечные, вопросы.

Фото Александра Соловьева, беседовала Надежда Феденко.

Лана Гарон театровед "Вишневый сад" Таганрог фестиваль
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Присоединяйтесь к нашим каналам! Yandex Zen

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
Нашего земляка, шоумена Дмитрия Диброва, по предварительным данным, после приступа эпилепсии госпитализировали в одну из больниц Моквы. Врачей скорой помощи вызвали к дому на Арбате, сообщает РЕН ТВ. Медики отвезли Диброва в больницу, где ему предстоит обследование и установление точного диагноза. Сам телеведущий сказал, что у него случился обморок и что в 60 лет это вполне допустимо.
Криминал
Марии Давыдовой, которая до конца января числилась начальником управления по информационной политике и взаимодействию со СМИ (пресс-служба) мэрии Ростова-на-Дону, в понедельник, 17 февраля, изменили меру пресечения. Из-под домашнего ареста Мария выпущена под подписку о невыезде и надлежащем поведении, сообщил 1Rnd.ru источник в правоохранительных органах донского региона. Напомним, Марию Давыдову задержали в декабре прошлого года по подозрению в превышении...
ФОТО+ВИДЕО
Вечером понедельника, 17 февраля, в Ростове произошло возгорание в столовой лицея № 58. Сам лицей находится на улице Содружества, 43. Как сообщили в пресс-службе донского главка МЧС России, на территории столовой лицея загорелась электропроводка. Открытое горение оперативно потушили. Это произошло около 20.00.
Происшествия
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда приняла решение по иску семьи к администрации Белой Калитвы. Чиновники должны возместить моральный вред мальчику из-за травмы на детской площадке, сообщает пресс-служба Ростовского областного суда. Как следует из материалов суда, инцидент произошел в сентябре 2017 года. Мальчик 2007 года рождения, проходя по детской площадке в районе домов № 9 и № 10 по улице Энтузиастов, решил повисеть на...
Общество
Главным печатным органом администрации Ростова-на-Дону будет руководить жительница Таганрога. Главредом — директором газеты «Ростов официальный» назначена Оксана Осипова. Её имя уже появилось в выходных данных электронной версии издания. Редакция газеты «Ростов официальный» - это муниципальное унитарное предприятие. Его учредитель - администрация Ростова-на-Дону. На страницах еженедельника печатаются постановления и распоряжения, которые издают власти горо...
Общество
Знакомьтесь, это трехлетний Матвей Ращепкин из Таганрога. В семь месяцев у мальчика обнаружили образование в лобной части головного мозга. Год назад врачи провели операцию по его удалению. Однако из-за образования длительное время у мальчика нервные сигналы почти не доходят до ног. Это привело к задержке в физическом развитии. По заключению врачей Матвей сможет стать на ноги и ходить, но нужно дорогое лечение, которое родители мальчика оплатить не в силах....
Новости партнёров
«Ростелеком» провел аттестацию безопасности всех многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в Ростове-на-Дону. Специалисты компании оценили около 500 объектов информационной системы на предмет соответствия требованиям ФСТЭК и ФСБ во всех 16 МФЦ города и подтвердили их надежность. Проверка коснулась защищенности как внутреннего, так внешнего периметра информационной системы. Профессионалы информационной безопасности компании «Ро...
Происшествия
Транспортные следователи начали проверку по факту смерти неизвестного мужчины. Его тело нашли на железнодорожных путях, которые ведут к торговому морскому порту Таганрога. Как сообщили в Южном следственном управлении СКР, тело нашли днём понедельника, 17 февраля. На вид погибшему 55-60 лет, личность пока неизвестна. На месте событий работают следователи. Как пишут таганрожцы в соцсетях, трагедия случилась примерно в 13.00 на железнодорожном переезде в райо...
Общество
В донской столице начал работу новый образовательный проект – лекторий выходного дня «ЯСНО. ПОНЯТНО». Теперь два раза в месяц, по субботам, все желающие могут увидеть науку с нескучной стороны. Мероприятия будут проходить на площадке мультиформатного пространства А'СТОРИС (Галерея АСТОР). Для участия достаточно зарегистрироваться на сайте проекта. http://yasno-ponyatno.ru Основная цель проекта — создать образовательное пространство, где простым и понятным...