«Меня не интересует технический театр с эффектами. В театре главное — Человек» - режиссёр Зураб Нанобашвили

Фото режиссёра со страницы в соцсети

Таганрогский театр имени А.П. Чехова готовится к возвращению на сцену спектакля «Вишнёвый сад». Уникальность ситуации в том, что за его постановку, как и в прошлый раз, снова возьмётся Заслуженный артист России, лауреат Государственных премий Зураб Нанобашвили.

Недавно он представил донской публике спектакль «Метод» по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Вообще, у Зураба Анзоровича с таганрогским театром давняя и прочная творческая дружба. Гастроли Вологодского драматического театра, возглавляемого Зурабом Нанобашвили, стали культурным событием в Ростовской области.

В ожидании премьеры мы побеседовали с Зурабом Нанобашвили о современной театральной режиссуре и самом театре.

- 9 лет назад я уже ставил «Вишнёвый сад» в Чеховском театре. Сейчас министерство культуры финансирует возрождение спектакля по предложению художественного руководителя театра Сергея Герта.

Но вы понимаете, это будет уже другой спектакль, с другими актёрами. Прежними останутся, скорее всего, декорации. Может, это будет какая-то фантазия на тему прошлого спектакля.

Идея, конечно, во мне уже живёт, но я её пока не развиваю, премьера только в сентябре. Сейчас идёт очень серьёзная работа по подготовке к фестивалю «Голоса истории», где Вологодский драматический театр на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника представит пьесу «Земля крови» по произведению Леси Украинки.

А по поводу Чехова… видение темы и проблемы в новом «Вишнёвого сада» у меня есть, иначе бы не взялся за него снова.

- В Кириллове на фестивале у Вас будет необычная театральная площадка, под открытым небом, среди монастырских стен. Как выбор места действия влияет на характер пьесы?

- Во мне есть стремление к открытому сценическому пространству – там не идет подмена настоящей земли, огня, воды, или вдруг начавшегося дождя. И в этом настоящем мире ты можешь создать свой мир, при этом опираясь на исток, реальное начало. И в спектакле эти природные стихии могут стать символами. Например, случайно поднимается ветер, и он вносит другой ритм в спектакль, появляется такая атмосфера, которой ты не предполагал. Так приходит ощущение счастья, и нестерпимо хочется жить.

Знаете, меня не интересует технический театр с эффектами, может оттого, что уже умею это делать. Но нужно отдавать себе отчет, что театр должен быть для людей. К тому же театр – это здесь и сейчас. Это не ноты, не кинематограф и не живопись, чтобы через 50 лет зритель понял, каким гениальным был спектакль.

Театр должен быть живым. Поэтому постановки «стареют», теряют актуальность. Дольше 5-7 лет могут идти только очень талантливые спектакли, опережающие время, они с каждым годом «добирают» своего зрителя.

Еще долгожителями бывают архаичные, музейные спектакли, трогающие публику самыми очевидными приёмами. Конечно, я со временем снимаю часть своих постановок, если понимаю, что это уже не тот спектакль, о котором думал, когда его ставил.

- Как Вы определяете свою режиссуру, и какими качествами, по-Вашему, должен обладать театральный лидер?

- Всегда хочется добиться максимального результата, тем более в провинциальных театрах, когда приходится формировать труппу не в очень простых условиях. Я имею виду нехватку профессионалов, финансовых и технических ресурсов для создания высококачественного спектакля. Так пьесы и идеи можно откладывать десятками.

Но я, конечно, считаю себя театральным лидером. Так говорят факты. Даже если перестану быть художественным руководителем, в любом случае всегда смогу вокруг себя создавать театральную среду, ставить спектакли. Главное – мировоззрение, гражданская позиция. А еще одержимость делом и вера в его необходимость. Чтобы донести свой взгляд до зрителя, я должен мотивировать актеров. Они ведь не приходят в театр играть какую-то конкретную роль.

Надо очень бережно и терпеливо раскрывать в них зерно образа, быть акушером их творческого рождения, понимая, что главное в театре – Человек, актёр. Необходимо абсолютное, безраздельное доверие мне как режиссёру, тогда моя диктатура в театре будет не навязанной, а добровольной.

- К актёрам Вы приходите с твёрдым пониманием спектакля, с готовым решением сцены? Как это происходит?

- По-разному. Иногда существует тема. Например, «Гамлет» мне хотелось сделать про семью. Ведь это королевская семья, поэтому их разборки стали фатальными для всей страны. Но у меня не получалось найти Клавдия. И вдруг я обнаружил, что вот актёр, который уже вырос. И стало интересно, а что, если Клавдий и Гамлет будут ровесниками. То есть Гертруда, сама этого не осознавая, провоцирует трагедию в семье и превращается уже не в функцию, а в мотивацию. Потом появилась линия Горацио, у которого нет никого, своей семьёй он считает Гамлета. И Полония я уже представил не интриганом и ловким царедворцем, а любящим отцом, который в одиночку вырастил свою дочь, Офелию.

- У Ваших спектаклей есть одна сквозная мысль, которая пронизывает каждую постановку?

- Это разговор с Богом. В любой форме. С разумом, с анархией или с чувством – с тем, что над тобой, чему не дашь сразу объяснения.

При этом ты обращаешься к Богу, но не слышишь его, а угадываешь его знаки.

- А на своих спектаклях Вы где находитесь? В зале? За кулисами?

- Я никогда их не смотрю, только на репетициях и прогоне. Я их слушаю. Иногда могу посмотреть сцены, в которых не уверен, чтобы потом их отработать. Это очень личное отношение к своему детищу.

- Вы ставите много спектаклей по классическим произведениям. Как Вы выстраиваете отношения с авторами и текстом?

- Любой классический текст обладает абсолютной художественной правдой. Безусловно, у меня есть к нему пиетет, но нет полного подчинения ему. Литературное произведение – это повод для размышления. Главное, чтобы твои мысли соответствовали уровню этого текста. Для воплощения идеи спектакля я могу переставить местами сцены, изменить финал, заменить слово действием. Хотя в современном театре недооценивается значение слова. И с этим приходится бороться постоянно.

- С чем ещё боретесь? В чём главные проблемы современного театра?

- Проблем очень много. Схематичность, клиповость, избыток «экшена» и спецэффектов. Они не дают зрителю возможности впитать то, что происходит на сцене. Гонка человека за скоростью мешает театру, все стараются быстро проживать что-то.

Очень важно в спектакле остановить секунду, минуту, чтобы зритель в эту важную минуту мог до конца рассмотреть ту проблему, которую ты заявляешь.

- Как Вы считаете, зрителя всегда нужно активно вовлекать в сценическое действие?

- Я не боюсь это делать. «Четвёртая стена» в театре, стена между актером и зрителем - это придумано для того, чтобы сосредоточить внимание актёра на сцене. Этой стены не существует.

- Что нужно знать о природе Вашего театра?

- Природа моего театра – беседа. Я беседую со зрителем, вгоняю в сомнения, иногда очень напористо. Проповедую, использую сцену как кафедру, жду обратной связи. Любые эмоции хороши, кроме безразличия.

Конечно, чтобы всего этого добиться, необходим свой театр, от купленного билета. Вот этот самый билет приходится постоянно держать в голове. Из-за него я часто делаю спектакли визуально привлекательными, чтобы за красивой картинкой спрятать главную мысль, часто сложную, болезненную. К сожалению, создать такой театр, какой мне бы максимально хотелось, невозможно.

- Эти новые, неординарные формы, с помощью которых Вы моделируете театральное пространство, дают основание называть Вас реформатором?

- Можно сказать, что я ломаю стереотипы, но реформатором театра себя не считаю.

Справка: Зураб Нанобашвили. Режиссёр. Художественный руководитель Вологодского драматического театра. Заслуженный артист России, лауреат Государственных премий Вологодской области. Награжден Орденом Дружбы РФ и почётным знаком «За заслуги перед Вологдой».

                                                                                                 Беседовала Галина Анощенко

ЗурабНанобашвили режиссёр "Вишнёвыйсад" Чеховскийтеатр Таганрог
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Минтранспорта донского региона определило подрядчика, которому предстоит разработать новую комплексную схему организации дорожного движения для Ростовской агломерации. Информация об этом появилась на сайте госзакупок. Тендер выиграла питерская компания АО «Институт «Стройпроект». Ей предстоит до 17 декабря выявить слабые места организации дорожного движения в радиусе 100 километров от Ростова, предложить пути решения на ближайшие 17 лет, примерно оценить з...
Происшествия
В один из модных ночных клубов Москвы Gazgolder , владельцем которого является ростовский рэпер Баста, нагрянули полицейские. Во время «контрольной закупки» оперативнику продали наркотики. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на собственный источник в правоохранительных органах. Оперативникам не удалось установить личность дилера, а вещество они отдали на проверку специалистам. «Согласно экспертизе вещество массой 1,13 грамма содержит в своем составе на...
Происшествия
Перед судом предстанет заместитель начальника отдела судебных приставов Волгодонска и Волгодонского района. Чиновника обвиняют в получении взяток. «По версии следствия, с сентября 2016 по май 2017 года обвиняемый, действуя группой лиц по предварительному сговору с двумя судебными приставами-исполнителями, уголовные дела в отношении которых выделены в отдельное производство и рассмотрены судом, получили взятки от пяти граждан», - сообщила официальный предст...
Бизнес
Третий торговый центр «Леруа Мерлен» появится в Ростове до конца 2018 года. Комплекс возводят рядом с микрорайоном «Левенцовский» на Доватора. Об этом рассказали на совете по инвестициям при главе администрации Ростова-на-Дону, который прошел 18 сентября. «Планируемый объем инвестиций по этому объекту составляет порядка 1 млрд 689 млн рублей, - сообщил и.о. главы администрации Советского района Сергей Афанаскин. - Торговый центр планируют достроить уже к к...
Общество
В минувшую субботу, 15 сентября в ростовском парке им. Октябрьской Революции прошел третий благотворительный праздник «Добрый Ростов» - Фестиваль с яблочным вкусом». Цель фестиваля - привлечение внимания ростовчан к социальным проблемам города, помощи конкретным людям, оказавшимся в беде. «Ростов стал «добрым» два года назад по инициативе фонда «Николая Чудотворца». Наш город присоединился к ассоциации «Добрых городов России», которых сегодня уже более 90....
Власть
Заместитель министра труда и социального развития Ростовской области Геннадий Павлятенко теперь будет трудиться в Батайске. Чиновника избрали на должность первого сити-менеджера города. На финальном этапе он получил большинство голосов, оставив позади Александра Лотарева, заместителя главы администрации Октябрьского района Ростовской области. Мэр Батайска Валерий Путилин, руководивший городом 18 лет, фактически ушел на покой. Он покинул свой пост градонача...
Общество
Стала известна дата прощания с писателем-фантастом Владимиром Данихновым. Он умер в Санкт-Петербурге, где проходил лечение от рака. Панихида пройдет в Иовской церкви на Волковском кладбище Санкт-Петербурга (ближайшая станция метро — Волковская, вход с улицы Камчатской). Прощание назначено на 11.30 четверга, 20 сентября. Дату и время назвала вдова писателя Яна. Уроженец Новочеркасска, известный писатель-фантаст Владимир Данихнов ушёл из жизни 17 сентября. Е...
Общество
На капитальный ремонт неврологического корпуса Центральной городской больницы №1 имени Семашко власти готовы выделить 493 млн рублей. Информацию об этом на сайте госзакупок разместило управление капстроительства донской столицы. По условию контракта ремонт должен занять не более 21 месяца и закончится не позже 2020 года. Финансировать работы будут из бюджетов региона и города. Подрядчику необходимо укрепить фундамент, отремонтировать фасад, благоустроить п...
Общество
Памятник Суслику поставили в селе Заветном Ростовской области. Скульптуру открыли в честь 172-й годовщины основания села. Бронзовый зверек стоит возле музея истории Заветинского района. Как сообщили в администрации Заветинского района, памятник поставили «как благодарность за сотни и тысячи спасенных жизней от голодной смерти в страшные 20-е годы, в военное и послевоенное лихолетие». Ростовская область — не первый регион РФ, где ставят памятники этим степн...