Мнения
12:58, 14 марта 2016 г.

Что потеряет Ростов, если столицу ЮФО перенесут в Краснодар?

Мнения

Последние несколько дней местные и федеральные СМИ пишут много и упорно о переносе полпредства ЮФО из Ростова­-на-­Дону в Краснодар. Пишут, что вопрос уже решенный и что полпредом вместо Владимира Устинова станет Александр Ткачев, до недавнего времени губернатор Кубани, сейчас министр сельского хозяйства России. В самом полпредстве переезд опровергают.

Мы спросили у экспертов: что потеряет Ростов, лишившись столичного статуса, и кто сегодня реально круче — мы или соседи.

Николай Коломейцев, заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе, зам председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов:

— Подобные разговоры — это зондирование общественного мнения, организованное, чтобы понять реакцию людей, хотя вопросы такого уровня находятся в компетенции президента и его администрации. Вообще достаточно сказать, что в конституции нет никаких округов, там есть восемьдесят пять субъектов РФ. Концентрация в каком­либо городе властных структур привлекательна во всех смыслах. Если здесь находится полпред и все структуры полпредства, здесь военные и окружная прокуратура, то, наверное, это повышает инвестиционную привлекательность. На поддержание столичных полномочий дополнительных средств Ростов не получает, но на содержание этих структур деньги выделяются и остаются в денежном обращении субъекта, а это немалые суммы.

Если сравнивать на глазок, то Краснодар больше строится и благоустроен лучше, чем Ростов. И олимпийские деньги осели там, что также сделало его более привлекательным для бизнесменов. В Краснодаре есть баскетбольная и две футбольные команды высших дивизионов, а у нас одна футбольная. Но в Ростове располагается командование ЮВО, внутренних войск округа и другие подобные структуры. Если будет решено «переселить» и их, это будет серьезная потеря.

Ростов испокон веков был центром Юга и воротами Кавказа, а без столичного статуса он станет периферией. Считаю, что такое перераспределение властных полномочий будет несправедливым, ведь это Краснодар вырос из Ростова, а не наоборот. Ведь кубанские казаки — это ответвление донских.

Юрий Погребщиков, советник президента Торгово­промышленной палаты РО по промышленной политике, первый мэр Ростова-­на-­Дону (1991-­93 годы):

— Противостояние Ростова и Краснодара — вечная тема. Но, честно говоря, мне кажется, что эта новость фейковая. Если нет, то это очень странная инициатива. В 1993 году была похожая история, когда пытались штаб СКВО перенести из Ростова­на­Дону в Краснодар. Идея была ни на чем не основанная, но столько там было обсуждений и кабинетных переговоров. Вся инфраструктура, все военные училища, ведомственное жилье — все было в Ростове. В Ростове все и осталось. В общем, обсуждения переезда полпредства кажутся мне несовременными, нецелесообразными и даже абсурдными. Скажите, мы вообще как­то ощущаем на своей жизни влияние этого института? Я — нет. Наверное, это все важно во взаимодействии президента и губернаторов, но от нашей реальной жизни очень далеко.

Ростов и Краснодар — два амбициозных города. Но, надо заметить, в последние лет 15 некоторые акценты сместились в пользу Краснодара. Когда я в качестве мэра Ростова входил в ассоциацию городов юга России, практически не было пунктов, по которым Краснодар мог бы конкурировать с Ростовом. Потом все изменилось, особенно после Олимпийских игр. Новое позиционирование Краснодарского края, огромные деньги, инфраструктура — Краснодар выигрывал. Это было их время. А сегодня у Ростова все шансы отыграться: новый аэропорт, подготовка к ЧМ­2018, скоростная дорога. Вот увидите, Ростов обязательно отыграется. Время затишья и дефицита креативных идей уже позади. К слову, сегодня у Краснодарского края будет другая проблема: как всю эту инфраструктуру освоить, окупить. Скажем, огромные издержки на строительство той же олимпийской деревни. Окупается сейчас только горный кластер. В целом вопросов больше, чем ответов.

По критериям столичности вообще нет смысла сравнивать Ростов и Краснодар. Наш промышленный потенциал (НЭВЗ, Ростсельмаш, вертолетный завод), оборонные предприятия, университеты, культурные объекты. Краснодару нечего всему этому противопоставить. Там только финансовые институты, связанное с олимпийскими вложениями бурное развитие банков и инвестиционных компаний. И еще медицина, по многим показателям, особенно в кардиологии и неврологии, краснодарские дела лучше ростовских. В общем, в финансовом и инвестиционном плане многие позиции сильнее у Краснодара. Но не в политическом. Потому что всем универсальным принципам столичного мегаполиса соответствует именно Ростов. Это будет очевидно, если, скажем, пересчитать количество профессоров и академиков в этих двух городах. Мы отвоюем и финансовые институты: они переместятся ближе к новым, стратегически важным для Юга России объектам. Конечно, Ростову не хватает маркетинга, мы не умеем его показывать. Чтобы взять человека, показать ему город и очаровать его сходу. Этого мы не сделаем. Вот я пожилой человек, приезжаю в Сочи и, как все, проделываю путь, чтобы сфотографироваться с какими­то олимпийскими символами. В каждом городе должны быть такие точки притяжения.

Мы сейчас боремся за Парамоновские склады, которые, между прочим, только в силу исторической случайности стали памятником федерального уровня. По мне, это странно. Давайте ничего не выдумывать, давайте бороться за Старочеркасск, Таганрог или Азов, где в каждом дворе копнешь — культурный пласт, можно экскурсию проводить. Давайте создавать работающий туристический кластер из признанных культурных объектов. У нас есть чем заинтересовать туристов.

Сергей Смирнов, политтехнолог, директор фонда «Прикладная политология»:

— Разговоры про перенос полпредства ведутся еще со времен Казанцева. Нынешний всплеск слухов связан, насколько я знаю, с письмом полпреда Устинова о возможности переноса на имя главы администрации президента Иванова (мотивы этого письма оставим за рамками этого разговора). И, насколько я знаю, Иванов ему отказал. В начале нулевых наличие в Ростове полпредства, возможно, и придавало дополнительный статус Ростову. Но сегодня это влияние минимально, как, впрочем, и публичное влияние полпредства. Гораздо больше на деловой имидж нашего города влияют строящийся международный аэропорт и стадион для ЧМ­2018. Что касается отношений между Москвой (Кремлем) и Ростовом (областными властями), то они уже давно осуществляются напрямую.

Кроме полпредства, в Ростове несколько десятков федеральных структур, начиная с командования Южного военного округа и заканчивая Южным филиалом РАН и Южным федеральным университетом. Так что от перевода полпредства в Краснодар на самом деле мало что поменяется. Думаю, уже давно Ростову надо прекратить мериться с Краснодаром, кто круче. Это города с принципиально разными перспективами развития. Например, Ростов может и должен стать центром одной из 20 российских городских агломераций, что в принципе невозможно для Краснодара. Гораздо важнее найти общие интересы, общие проекты, общие перспективы. И если уж конкурировать, то лучше вместе, Ростову и Краснодару, — с Екатеринбургом, Нижним Новгород или Петербургом.

Роман Панченко, управляющий партнер в компании «Хорошие рестораны»:

— Мое мнение: мы уже давно не являемся столицей Юга. В вечном споре, кто из двух городов главней, Краснодар сегодня лидирует. Посмотрите на комфортность тамошней жизни, на число представительств иностранных компаний, на количество и доступность рейсов из краснодарского аэропорта. А у нас — квадратный метр дороже, до моря дальше, климат жестче. Инвестиционный климат не знаю, какой у них, никогда не работал в Краснодаре, но те, кто уехал туда, говорят, что там намного легче, не конкретно в нашей отрасли. Вы вспомните, сколько денег было влито в Краснодар в связи с Олимпиадой! Все очевидно: жилье дешевле, все сельское хозяйство там, деньги от него там оседают. Короче, можно щеки не надувать: давно столица ЮФО — это Краснодар.

Араик Крист, стилист, шоумен:

— Я считаю, что если мой президент Владимир Владимирович Путин посчитает, что что­то куда-­то нужно перенести, я, конечно, с ним соглашусь. Говорить что­то плохое про Краснодар я не буду, потому что у меня очень большая клиентская база в Краснодаре.  Неудивительно — такого же, как Араик, в Краснодаре нет! Я армянин, но я горжусь тем, что в 1993 году переехал в Ростов­на­Дону и всю осознанную жизнь живу здесь. Но нет у меня такого — это Ростов, а это Краснодар, у меня есть Россия. Я люблю всю карту Российской Федерации. Я объездил всю страну вплоть до Владивостока, не был только на Камчатке. Я давно придумал себе такую маску, такую роль, что не вижу всяких различий, ничего плохого не вижу вообще, смотрю на все в розовых очках. У меня нет плохих клиентов или хороших, краснодарских или ростовских, нет такой проблемы, кто круче: Ростов или Краснодар.

Весь материал можно прочитать тут.

#ЧМ-2018 #мнения #Краснодар #Ростов #столица Юга
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"