Открывается новый цикл лекций «Очарованные светом», посвященный ярчайшему явлению художественной жизни Франции второй половины XIX века – импрессионизму. Молодые художники стали стремиться запечатлеть реальный мир естественно и живо в его подвижности и изменчивости (от французского Impression – впечатление). Художники-импрессионисты выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света. Изменилась и техника письма. Они разложили сложные цвета на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками.

Первая лекция «Вдохновитель импрессионизма» знакомит с художественной биографией Эдуарда Мане. Он был главным вдохновителем молодых французских художников на перемены. При этом, формально в кружок импрессионистов он не входил и не претендовал на роль их лидера.

Но, он был первым, кто обратился к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде.

В своих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности.

Этот противоречивый живописец всю свою жизнь стремился создать новый «большой» стиль в современной живописи. Невзирая на нападки и упреки как художественных критиков, так и его друзей импрессионистов, Мане упорно продолжал выставляться один.

В 50-е—60-е годы XIX века будущие импрессионисты ориентировались на его оригинальную творческую манеру. Но в отличие от них Мане всегда стремился к созданию картины, главное место в которой принадлежит человеку

Лектор – заведующая научно-просветительским отделом РОМИИ Гордеева Лариса Владимировна.