Одним из самых значительных художников, воспевших в своем творчестве красоту природы, в русском изобразительном искусстве был Исаак Ильич Левитан. Его творчество в полной мере отразило сложное время в изобразительном искусстве России, когда еще сильны были традиции передвижничества, но творческую молодежь все больше охватывали новые веяния и новые задачи. Левитан в своих произведениях являлся, прежде всего, выразителем собственных мыслей и чаяний, отчаяния и надежд. Он, как никто иной, не просто изучал природу, но сам словно являлся частью ее. Как многие он учился у природы, работал на открытом воздухе, но совмещал это с работой в мастерской. Лирические камерные произведения сменялись монументальными и эпическими полотнами.

Левитан смог из второстепенного жанра, каковым являлся пейзаж в глазах многих критиков XIX столетия, вывести его в ранг значительных и его произведения, такие как «Владимирка», 1892, «Над вечным покоем», 1894 есть не что иное, как размышления мастера о жизни, ее бренности, испытаний и трагического финала. В радостные минуты пробуждения природы рождались необычайно звонкие, построенные на ярком красочном многоголосье картины «Март», 1895 и необычайно тонкие и прозрачные «Весна - большая вода», 1897. В конце 1890-х годов Левитан больше внимания уделял пластическому и цветовому обобщению. Из-под кисти художника вышли пейзажи, которые опередили свое время, они были не поняты современниками и критиками. Но именно в этих полотнах живописец начал постигать всю необъяснимую гармонию природы, которая так будоражила его воображение и тянула всю его жизнь на раскрытие этой тайны.

Лектор – главный хранитель музея Ирина Олеговна Воробьева.