Выставка приурочена к открытию II‑го фестиваля современного искусства.
В начале ХХ века сложилось такое исключительное явление в мировой культуре как русский авангард. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества.

На выставке представлены редкие издания произведений представителей самых разных направлений русского авангарда от футуризма до оформившегося в 20‑30 г.г. ХХ века конструктивизма. Среди экспонатов прижизненные и наиболее редкие посмертные издания произведений Василия Каменского, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Сергея Боброва, Алексея Крученых, Игоря Северянина, Василиска Гнедова, Вадима Шершеневича, Рюрика Ивлева, К. Л. Зелинского и других:

  • «Требник троих» (М., 1913) - знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», самой ранней и наиболее радикальной группировки русских футуристов;
  • стеклографированное издание одного из пяти сборников «Турнир поэтов» (1929) - редчайшего издания русского футуризма;
  • первая после 1918 г. публикация стихов эгофутуриста Василиска Гнедова с рисунками автора (Ейск, 1991);
  • факсимильное издание знаменитого сборника «железобетонных поэм» Василия Каменского «Танго с коровами» (М., 1914 г.), оригинально оформленного и отпечатанного в стиле дадаизма;
  • любопытнейший сборник «Биокосмисты. Десять штук» (Пг., 1923) - самое известное собрание сочинений представителей биокосмистов - философского и литературного направления начала 20‑х годов ХХ в.;
  • сборник поэтов-конструктивистов «Мена всех» (М., 1924);
  • знаменитые журналы Левого фронта искусств «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» и многое другое.

На выставке представлены издания, оформленные и иллюстрированные знаменитыми художниками-авангардистами ХХ века К. Малевичем, Д. Бурлюком, К. Зданевичем, Эль Лисицким, А. Родченко, С. Б. Телингатером. А также оригинальные издания современных авторов: проект Б. Бергера и С. Шумейкина «Библиотека утопий» (М., 2000); «Современная заумь» Дж. Янечека (Ейск, 1993); авторская книга-арт‑объект «Повесть о потерянных словах и предметах» А. Слуцкого (Краснодар, 2008), оформленная краснодарскими художниками Натальей и Павлом Мартыненко.