в актовом зале Ростовского областного музея изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) состоится лекция, посвященная художникам-передвижникам «В.Максимов, Г.Мясоедов, В.Маковский» из цикла «Ради славы российской...» (выдающиеся мастера русского искусства).

Товарищество передвижных художественных выставок, чей устав был официально зарегистрирован в 1870 году, по-настоящему всколыхнуло общество. Возникновения подобной организации было особенно актуально во второй половине XIX века. Реалистическое направление мощным потоком обрушилось на любителей искусства и простых обывателей. Художники создавали живописный мир из простых обыденных мотивов. Одним из основных жанров являлся бытовой, отношение к которому по-разному складывалось в разные временные периоды. Среди передвижников выдвигались настоящие бытописатели. Средствами живописи пишутся большие повести и маленькие новеллы. Это и эпические многофигурные композиции на острые темы социальной действительности и народные обряды, где каждый герой несет свою смысловую нагрузку в канву общего действия. Среди экспонентов - членов Товарищества передвижных художественных выставок, можно выделить одного из основателей новой организации, который внес предложение о «подвижных» выставках произведений изобразительного искусства, которые смогли бы посетить люди, живущие в далеких от Москвы и Петербурга городах.

Григорий Григорьевич Мясоедов – одни из самых последовательных идеологов товарищества. Свои главные произведения он посвятил крестьянской теме, освещая отдельные события как типические явления жизни крестьян в пореформенной России. Другой бытописатель крестьянской темы Василий Максимович Максимов выразил в своих произведениях свое личное отношение к различным древним обрядам и поверьям в одном из лучших своих эпических полотен «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875г.). Автором новелл и небольших, но емких рассказов принято считать Владимира Егоровича Маковского, который продолжил и развил традиции бытовой картины в русском искусстве второй половины XIX века. За свою плодотворную творческую жизнь он написал более 400 полотен, где с тонким юмором ведет повествование о «маленьком» человеке, с его бедами и праздниками. В живописных приемах В.Е.Маковский одинаково хорошо владел техникой академического письма, и также с большим творческим рвением воспринял живопись на открытом воздухе, этюдной манере, идя в ногу со своим временем.

Каждый из представленных мастеров внес свой вклад в развитие русского искусства, по-новому взглянув на жанровую картину, отразив в ней взгляды миллионов современников, передовых людей времени. Передвижники оказали большое влияние на художников следующих поколений, выведя художественно-выразительную формулу, которую позднее будут называть «классическое русское искусство второй половины XIX века».