На лекции будут рассмотрены главные святыни столицы Тибета – Лхасы: храмы Джоканг и Рамоче. Эти два самых старых храма расположены в центре старого города, в километре друг от друга. Они были основаны в 7 веке легендарным царем Тибета Сонгценом Гамбо для размещения двух статуй Будды, привезенных в Тибет женами царя – непальской принцессой Бхрикути и китайской принцессой Вэнь Чен.

В архитектурном стиле Джокханга прослеживается влияние и непальской, и китайской культур. Сейчас общая площадь храмового комплекса насчитывает 25 тысяч квадратных метров. Конструкция храма сложная, много разноуровневых строений с несколькими внутренними дворами. Крыши храма выполнены в китайском стиле, где применяется китайская система доу-гун: особая система деревянных ярусных кронштейнов и изогнутых балок, которая поддерживает вынос кровли.

Основные черты тибетской архитектуры сосредотачивает в себе многоэтажное сооружение, расположенное на высокой скале в западной части Лхасы – дворец-крепость Потала. Этот огромный массив зданий, вырастающий из вершины скалистой голой горы, занимает в длину около 430 метров и представляет собой целый город, который сливается с окружающей природой системой широких разветвленных лестниц. Ансамбль дворца разделен на две части, Белый дворец – это правительственный центр, Красный дворец – религиозный. Дворец содержит жилые и административные помещения, офисы, семинарию, типографию. В Красном дворце Поталы хранятся реликвии — редкие издания священных текстов, статуи буддистских святых, ступы с прахом восьми далай-лам.

Тибетская живопись, как и другие виды искусства, формировалась под влиянием художественных традиций Индии, Китая и Непала. Особого внимания заслуживает Танка – икона на ткани, которая используется последователями тибетского буддизма для молитвы и медитации.

Этот вид тибетской живописи отличается строгой каноничностью. Основными и характерными признаками являются: линейный контур, строгая симметрия построения композиции, яркие контрастные краски, заполняющие контуры без полутонов.

Слушатели лектория познакомятся с самыми распространенными иконографическим сюжетами тибетских танок и особенностями художественного стиля менри.

Лектор – зав. научно-просветительским отделом музея Гордеева Лариса Владимировна.