Одним из самых ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок в 1880-е – 1890-е годы был Владимир Егорович Маковский (1846-1920). В области бытовой живописи В. Е. Маковскому нет равных. Он непревзойденный мастер короткого, яркого рассказа, мастер картины-новеллы. В своем творчестве он продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра – А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина, выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова. В то время как остросоциальные произведения первых передвижников перестали быть актуальными, картины Маковского в большей своей степени не затрагивают контрастов и противоречий мира представителей разных сословий. Маковский передает эту же тему более камерно, основываясь на увиденных и подмеченных в разных местах сюжетах, акцентируя внимание на мимике и жестах своих персонажей и с помощью этого строя рассказ об изображаемом событии. Художнику удаются художественные рассказы с тонким юмористическим подтекстом, который никогда не переходит своих границ и перерастает в усмешку над героями. И живопись, и рисунок служат раскрытию сюжета.

Несмотря на то, что большая часть картин Маковского посвящена сценкам, подсмотренным в жизни, в 1890-е годы мастер обратился к волнующим всех современников революционной ситуации в России. Светлые идеи изменения в лучшую сторону жизни буквально витали в воздухе. Маковский не остался в стороне и из-под его кисти выходят произведения на злобу дня «Осужденный», «Оправданная», «Ожидание. У острога», а картина «Вечеринка», начатая в 1875 году, была закончена уже в 1897 году. За эти годы отношение художника к этому событию значительно изменились. На протяжении всей своей жизни мастер был идеологом и хранителем устоев Товарищества и вошел в историю русского изобразительного искусства именно как один из самых ярких представителей реалистических тенденций, заявивших о себе художников из Товарищества передвижных художественных выставок.

Лектор – главный хранитель РОМИИ Воробьева Ирина Олеговна.