Выставка «Образы Достоевского»

Иллюстрации В.Ф. Фаворского, А.Д. Гончарова, Ф.Д. Константинова,М.Г. Ушина, М.Г. Ройтера к произведениям писателяИз собрания РОМИИВ 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Великий художник, пророк и провидец, психолог и мыслитель сегодня для специалистов и читателей во многом является загадкой. Каждая эпоха, каждое поколение читает и постигает Достоевского заново. Его произведения раскрывают проблемы человека и общества в трагических их проявлениях, в событиях, которые он пророчески предугадал.Представленную выставку можно рассматривать и как дань памяти гениальному соотечественнику, и как приобщение к удивительному и такому неброскому виду изобразительного искусства – гравюре. На выставке показаны работы художников-графиков XХ века. Чаще всего они обращались к «великому пятикнижию» писателя: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток», «Бесы».Специфика книжной иллюстрации предполагает создание графических серий (сюит), что и демонстрируется на выставке. На примере двух сюит интересно проследить, как на протяжении нескольких поколений под влиянием традиций, различных социальных условий по-разному трактовались идеи романов писателя. Так ксилографии Федора Константинова, выполненные в 40-е годы к роману «Преступление и наказание», напоминают о времени гонения на формалистов в искусстве и несут подчеркнуто жанровый характер, буквально следуя за текстом произведения. Но уже во второй половине XX века, художники начинают воспринимать Достоевского как пророка и провидца. Таковы, на наш взгляд, сюиты Алексея Ушина. Как верно отметил С. Цвейг, романы Достоевского «давно уже не литература, а какие-то тайные знаки, пророческие звуки, прелюдии и пророчества мифа о новом человеке…» Интересны отдельные работы классиков графического искусства, в частности, Андрея Гончарова его иллюстрации к «Братьям Карамазовым» и повести «Белые ночи». Два листа Михаила Ройтера, позволяют прикоснуться к раннему произведению писателя «Неточка Незванова».Художников волнует и образ самого писателя, в котором воплощены черты характера многих его персонажей. На выставке представлены два портрета Достоевского – ставшая уже хрестоматийной ксилография Владимира Фаворского и интересный портрет молодого писателя в работе Ф. Константинова. Эти два портрета включают в себя и образ мыслителя, погруженного в себя, и сосредоточенного, сомневающегося, страдающего,молодого человека – кажется, что писатель принял на себя всё зло и безумие мира, мечтая создать образ «положительно прекрасного человека».В целом, несмотря на извинительную фрагментарность, выставка, включающая всего 34 произведения, позволяет прикоснуться к наследию великого соотечественника через творчество художников-графиков.

Куратор выставки – искусствовед А.А. Нарыжная