В этом году исполняется 305 лет со дня рождения замечательного русского живописца Алексея Петровича Антропова (1716 – 1795), представителя стиля барокко и одного из первых художников 18 века, начавших писать светские портреты. О судьбе этого интересного и талантливого художника, внесшего большой вклад в развитие отечественной реалистической живописи пойдет речь в лекции 6 февраля в городском лектории Ростовского областного музея изобразительных искусств.Алексей Антропов родился 14 марта 1716 г. в Санкт-Петербурге. Отец художника служил в Канцелярии от строений, там же учился с 15 лет Алексей, а позже стал работал в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова. С 1742 г. Антропов участвует в качестве художника в коронационных торжествах императрицы Елизаветы, позже Екатерины Великой. Много работает во дворцах Петербурга и загородных дворцовых постройках, для которых писал иконы и парадные портреты.Антропов Алексей Петрович знаменит прежде всего своими портретами, особенно женскими, русских императриц и придворных дам. Отличительной чертой Антропова является его стремление к жизненной точности, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры и мастерски изображать переливы шелка одежд его моделей, сияние бриллиантов, мерцание жемчужных украшений.В 1752 году он получает самостоятельный заказ на создание икон для храма Св. Андрея Первозданного в Киеве, где создает значительный монументальный алтарный образ «Тайная вечеря». Его талант был отмечен в художественной среде. В 1755г. его приглашает в Московский университет граф И.И. Шувалов, куратор университета, преподавать на создаваемом факультете искусств. Однако Антропов возвращается в Петербург и с поддержки графа получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде с обязательством взять для обучения учеников, одним из которых стал Дмитрий Левицкий с Украины. Антропов открывает частную художественную студию. Пишет портреты богатых заказчиков, именитых государственных мужей, придворных дам. («Портрет Петра I», «Портрет Екатерины II», «Портрет статс-дамы А.М. Измайловой», Портрет М.А. Румянцевой»). Создает интересную серию портретов высшего духовенства, архиепископов Синода, среди них – «Портрет архиепископа Гавриила Петрова» находится в собрании нашего музея.

Портреты Антропова создавались в характерном для середины 18 в. стиле барокко, где портретный образ подчеркивали сословное положение

человека, его общественный статус, а награды демонстрировали успехи по службе. Однако творчество художника значительно шире узких рамок стиля. Он естественно вводит в изображения и элементы иконописной живописи, и свойственные яркие краски народного искусства, и строгие черты зарождающегося классицизма, достоверность и правдивость образа. Из этого сплава рождаются произведения мастера реальные в своем не только внешнем сходстве, но и в правдивости характера изображенного человека.

Лектор – искусствовед Долгушева Галина Ивановна.