Бартоломео Франческо Растрелли по праву можно назвать создателем и самым блистательным мастером русского высокого барокко. Он приехал в Россию шестнадцатилетним юношей вместе с отцом, которого пригласил для работы Петр I. Растрелли-старший прославился как скульптор, а младшему суждено было стать одним из самых известных российских зодчих.Ранние проекты Варфоломея Растрелли были в традициях петербургской архитектуры первой четверти XVIII века. В северной столице того времени развивался сдержанный вариант общеевропейского стиля барокко, который получил название петровского. Но постепенно в работах мастера начинают проявляться черты его собственного неповторимого почерка, которые со временем зазвучат настолько ярко, что можно будет говорить о рождении нового варианта барокко – растреллиевского или елизаветинского. Расцвет дарования зодчего пришелся на время правления Елизаветы Петровны и, скорее всего, именно совпадение желаний императрицы и творческих потребностей архитектора позволило стилю барокко достигнуть в России столь высокого звучания.Своеобразие растреллиевского стиля наиболее отчетливо проявилось в таких памятниках как Большой дворец и павильоны Царского Села, ансамбль Смольного собора и Зимний дворец в Петербурге. Их особенность в удивительном сочетании необычайно пышного и многообразного декора с ясностью и логикой композиционных и пространственных решений. Обрусевшему итальянцу Растрелли удалось в своих постройках сплавить воедино европейский стиль и исконно русские архитектурные традиции. Его произведения впечатляют ликующей мощью и величием, это настоящий апофеоз роскоши и воплощение в архитектурных формах радости бытия.Лектор – искусствовед Ухрянченко Елена Федоровна.