Тема лекции – последний из плеяды великих художников эпохи рококо – Жан-Оноре Фрагонар.Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Стиль рококо нашёл во Фрагонаре своё высшее выражение и – свой конец.В сюжетах ранних картин Фрагонара царит культ «галантной» мифологии, пасторали. Юные очаровательные поселянки с младенцами, тачками цветов, овечками, собачками на фоне идиллической природы, где никогда не бывает плохой погоды. Многие сюжеты раннего Фрагонара многократно тиражировались, взятые за основу для украшения фарфора, их часто можно увидеть в росписях изделий из фарфора знаменитой Севрской мануфактуры.Легковесность многих подобных сюжетов преодолевается силой живописного дара художника. Фрагонар пленяет свежестью и чистотой чувства, искренностью, упоением красотой жизни. Одна из главных черт Фрагонара — динамизм, которым охвачены и фигуры, и вся красочная структура картины. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. Мазки чистого цвета сочетаются со смешанной палитрой. Другая неотъемлемая черта его искусства — насыщенность светом. Краски то сгущаются в тенях почти до черноты, то сияют золотистыми, розовыми и перламутрово-белыми оттенками; свет наполняет пространство и мягко обволакивает все формы, сообщая им характерное фрагонаровское туше. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.Картины периода творческой зрелости – жанровые композиции, изображающие галантные встречи в парке, сентиментальные семейные сценки, любовные фантазии – овеяны легким дыханием, легкомыслием веселой шутки, прихотливостью выдумки. Художника интересуют не сами персонажи, а их состояния, особенно те, которые столь сильны, что способны наполнить все пространство, весь воздух полотна. Ощущение момента, схваченного их жизни, подсмотренного в замочную скважину, у Фрагонара всегда вносит в работу ощущение личного авторского участия.В тот же период Фрагонар создает церию портретов, которая до сих пор вызывает множество вопросов. Её называют серией «фантастических портретов». Это не психологические портреты, а образы, выражающие определённые состояния души. Но все они объединены общим намерением: создать впечатление от мимолетной встречи. В ряде случаев, как предполагается, Фрагонар писал эти картины «за час».Последние работы Фрагонара знаменуют высокую зрелость и золотую осень рококо, закат эпохи и закат старого порядка.Как художник конца 18 столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.Лектор – зав. научно-просветительским отделом РОМИИ Гордеева Лариса Владимировна.