Живопись конца XVI - начала XVII века развивалась по трем направлениям: с одной стороны – маньеризм с экзальтированными формами, надуманными ракурсами и преувеличенными пластическими объемами, с другой стороны – школа, идущая от искусства Рафаэля и Тициана с правильными пропорциями и строго уравновешенной композицией, но было и третье направление, черпавшее вдохновение от реальности. Главным представителем этого направления в живописи был Микеланджело де Караваджо, художник отказавшийся от признанных канонов изображения евангельских сюжетов и предпочитавший жанровые сюжеты, связанные с жизнью обычных людей. Караваджо не имел учеников, но он был настоящим революционером в искусстве. Прожив короткую жизнь, художник оставил после себя произведения, которые стали настоящим ориентиром для мастеров следующих поколений и не только в Италии, но и в других странах. В начале XVII века возникает целое направление в живописи, «Караваджизм», названное в честь его основателя. Приверженцами стиля Караваджо были итальянские, фламандские, голландские, французские художники. Представители этого направления в живописи можно разделить на две группы. Представители первой следовали за Караваджо, избирая те же сюжеты, ту же композиционную схему и те же технические приемы. Другие, основываясь на приемах светотеневой живописи и погребного освещения, искали собственные пути, ставили свои задачи и решали их в своих произведениях.
К первой группе можно отнести Валантена де Булоня (1591-1632), который был хорошим приятелем первого художника нового стиля сильных героев, ясной упорядоченности в каждой детали Никола Пуссена, но приехав в Италию буквально «заболел» манерой Караваджо. Используя технические приемы и сюжеты своего кумира, художник часто соединял в своем творчестве композиционную схему классицизма с реалистическим подходом к изображению своих героев. Его творческое наследие – это около 60-ти произведений, среди которых ведущее место принадлежит бытовому жанру. Через призму бытового жанра написаны и его картины на библейские сюжеты. В творческом наследии Валантена есть и портреты, и аллегорические картины.К другой группе караваджистов можно отнести Жоржа де Латура (1593-1652). Художник всю жизнь прожил во Франции и скорее всего ни-когда не видел картины Караваджо в подлинниках, но был вероятно знаком с голландскими художниками, работавшими в такой манере. Сведений о жизни и творчестве Латура сохранилось очень мало, художник редко подписывал свои полотна, также редко их датировал и называл. Кроме то-го, известный при жизни мастер практически сразу после смерти был забыт практически на 3 столетия. Его уникальные ни на кого другого не похожие произведения открыли имя мастера. История знает гораздо больше обратных примеров, когда известному художнику иногда приписывают картины других живописцев. В данном случае, выдающиеся полотна французского живописца первой половины XVII века приписывали голландским художникам, некоторые числились в творческом наследии испанских реалистов. Только после стилистического изучения некоторых подписных картин стало ясно, что эти полотна принадлежат кисти незаурядного мастера Жоржа де Латура.
Лектор – главный хранитель РОМИИ Воробьева Ирина Олегов-на.