Первое действие

Пролог.В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Князь Галицкий де­монстрирует всем собравшимся заклю­ченных в клетку половецких лазутчиков, среди которых знатный воин Овлур. Игорь объявляет о походе на половцев и отпуска­ет пленных. Народ покорно славит князя. Внезапно землю окутывает мрак - начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и боя­ре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене её брату Владимиру Галицкому, он ведет дружину на битву с врагом.

Увертюра....И потянулись долгие мучи­тельные дни разлуки...

I картина.Галицкий воспользовал­ся отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочни­ки Скула и Брошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь Галицкий прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.

II картина.Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в нерав­ном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тре­вожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.

Второе действие

III картина.Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и пляска­ми развлекают дочь хана Кончаковну. Но лишь радостное свидание с полюбившим­ся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком, мучитель­ном раздумье Игорь. Благодарный Оплур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется - не при­стало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воин­ственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже от­пустить его, если Игорь даст слово не под­нимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рас­сеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

IVкартина.С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег, и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать сё. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга.Тогда Кончаковна будит спящий стан и за­держивает Владимира; Игорю удается бе­жать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владими­ра своим зятем.

V картина.Пасмурным ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солн­цу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. Внезапно в оборванном страннике Ярославна узнаёт своего мужа, постаревшего и обезумевшего...

Эпилог....И собрались они там, где все равны...

(Использован материал из книги «100 опер», сост. М. Друскин)