16:07, 15 июня 2021 г.

Почему в Ростове постоянно горят автобусы и что с этим делать

Фото:

Утром 11 июня на улице Оганова, 24 в Ростове сгорел третий за месяц автобус. К счастью, все происшествия обошлись без жертв. 1rnd узнал у экспертов, в чем причина участившихся пожаров на линиях и как эту проблему можно решить.

Почему ростовские автобусы горят?

Президент Ассоциации перевозчиков РО Андрей Касиев уверен, что все дело в плохом качестве сборки и неисправной проводке. Происходит короткое замыкание и за пару минут пламя полностью уничтожает подвижной состав:

«Причина – качество выполнения работ на заводах, в особенности с проводкой. «Китайцы» вообще горят 3-4 минуты, люди только успевают выскочить. Практически все сгоревшие машины - новые, не старые. Когда я в Новочеркасске был гендиректором [компании-перевозчика "Новочеркасское производственное объединение пассажирского транспорта" – прим. 1rnd], у меня под Махачкалой сгорел «китаец», которому было всего 3 года».

По мнению Касиева, это происходит из-за низкого качества сборки. Этот вывод подтверждается тем, что сгоревшие в Ростове автобусы относительно новые и, по идее, подобных ЧП с ними происходить не должно.

Эксперт, член общественной палаты и департамента транспорта Ростова Николай Ларин согласен с этим, однако, на его взгляд, некачественная сборка - это лишь одна из целого комплекса проблем транспортной отрасли города.

- Дело в том, что если корову не кормить, она и молока давать не будет. В городе и стране в целом подорожало все: от масла до запчастей, дизельного топлива, газа. Предприятия покупают запчасти на остаток денежных средств. Я не могу сказать, что они экономят, но размер тарифа на проезд напрямую связан с авторезиной (а она подорожала и стоит для таких автобусов полцарства), тормозными барабанами, колодками, приводами – словом, с любыми запчастями, касающимися безопасности, - считает Николай Ларин.

Тотальный недостаток денег у перевозчиков влияет не только на качество закупаемых запчастей, но и не позволяет им содержать квалифицированных техников, которые должны регулярно проводить техобслуживание:

«Возгорание могло произойти, когда шланг чуть-чуть подтравил масло, оно попадает на коллектор – бац, и готово! Но возникает другой вопрос: а почему системы пожаротушения не справились? Может, они тоже сделаны с ошибкой? Но это уже нужно спрашивать не с перевозчиков, а с заводов-производителей».

Еще одна большая проблема – качество водительского состава, манера езды которого напрямую влияет на сохранность самого транспортного средства. Водители не привязаны к конкретному автобусу, и «прыгают» с маршрута на маршрут, из-за чего никакой личной мотивации следить за сохранностью подвижного состава у них нет.

Эта проблема напрямую вытекает из хронического кадрового голода всех ростовских АТП, первопричина которого не кроется только в заработной плате, но и в утрате престижа профессии:

- Сегодня водитель в Ростове выполняет нехарактерные для него функции, являясь еще и кондуктором! И даже если у перевозчиков появится много денег, это не означает, что завтра будет решён кадровый вопрос. Специалисты уходят в смежные области – грузоперевозки и такси, где можно уберечь собственное психическое здоровье, - резюмирует Николай Ларин.

Что с этим делать?

С точки зрения перевозчиков, нужно разбирать технические причины каждого конкретного возгорания, а затем инспектировать весь подвижной состав.

- Чтобы избежать такого, нужно изначально всю проводку проходить. В последний раз, когда у меня это случилось, я попросил электриков взять все провода в дополнительную изоляцию, - советует Андрей Касиев.

Первый автобус (№40) загорелся на проспекте Стачки

Николай Ларин, напротив, убежден, что проблема вовсе не в перевозчиках, а в тарифах на проезд и транспортной политике региональных властей. Чтобы повысить безопасность перевозок и не допустить повторения пожаров (и любых других неисправностей) в будущем, нужны деньги – а их у ростовских АТП практически нет.

- Я всегда привожу простой пример. Стоимость проезда должна равняться стоимости литра солярки – в нашем случае это в районе 50 рублей. Во всем мире это так. Я вообще удивляюсь, что наши транспортники еще могут выходить на линию, обеспечивая должный уровень безопасности перевозок, отвечающий требованиям законодательства. То есть, все деньги, которые у них остаются, они тратят на обслуживание транспортных средств. Но долго это продолжаться не может, - подчеркивает эксперт общественной палаты Ростова.

Стоимость общественного транспорта – болевая точка и для ростовчан, и для местных властей, которые боятся идти на крайне непопулярный шаг. Проблему хронического недостатка денег у АТП можно попробовать решить и иначе. Для этого нужно разобраться с федеральными льготниками.

- Платить за федеральных льготников должно правительство области. Городская администрация все свои обязательства перед перевозчиками выполняет на 100%, к ним претензий нет. Куда пропадают деньги и почему их никаким образом область не может компенсировать – ответов на эти вопросы нет. Если мы сделаем оплату льготников прозрачной, то, может быть, и не нужно будет поднимать тариф, - считает Николай Ларин.

А до тех пор, пока у перевозчиков не появятся средства, они будут экономить и на запчастях, и на обслуживании, и на водительском составе, зарплаты которого значительно ниже, чем в смежных областях – грузоперевозках и такси.

Что сейчас делают власти?

- Прокуратура области, Ространснадзор и технический отдел ГИБДД сегодня проводят совместную проверку технического состояния транспорта, - рассказал 1rnd глава ростовского дептранса Христофор Ермашов. - Мы со своей стороны тоже проверяем, но в основном это в полномочиях госорганов. А отдел государственного пожарного надзора при ГУ МЧС России по Ростовской области расследует причины возгорания. У них срок до двух месяцев.

11 июня мэрия отчиталась о результатах проверки безопасности пассажирских перевозок. Дептранс Ростова нашел 28 нарушений, однако ни одно из них к такому ЧП как пожар привести не может. В частности, 8 выявленных нарушений касаются неисправностей информационного табло, 15 - наличия и состояния систем кондиционирования, 5 - неисправности вспомогательного оборудования (пандусы и подъемники).

Никакой иной реакции властей, кроме начала новой серии проверок, после пожаров не было.

#сгорел автобус Ростов #пожары в автобусах #почему в Ростове горят автобусы
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"